Добровольцам внедрили мысли с помощью «волшебного» томографа

Психологи с помощью фальшивого устройства для МРТ заставили людей думать, что оно может читать и внедрять им мысли. По словам ученых, подобный эксперимент может быть использован в качестве модели для изучения психических заболеваний. Работа опубликована в журнале Consciousness and Cognition.

В исследовании приняли участие 60 молодых женщин (средний возраст 20,5 лет), 78 процентов из которых изучали психологию, а половина закончила первый год обучения. Ученые сказали им, что машина для магнитно-резонансной томографии (МРТ) может читать и влиять на их мысли. Вместо настоящего МР-томографа психологи использовали фиктивный сканер, который выглядит в точности как реальный и обычно используется для подготовки к эксперименту. Чтобы исследование выглядело максимально правдоподобным, ученые также проводили процедуру калибровки устройства и скрининг безопасности.

Эксперимент проводился в два этапа, один из которых был посвящен чтению мыслей, а второй их внедрению. В первой части исследования авторы работы попросили участников загадать какое-нибудь двузначное число, которое не имело бы для них никакого значения (например, не было бы их датой рождения). Добровольцы должны были молча лежать в «волшебном» сканере, думать о числе и нажать кнопку, когда они будут готовы. В это время устройство издавало громкие звуки, затем подавало сигнал, и после окончания его работы техник передавал психологам планшет с «угаданным» числом. Ученые просили женщин назвать вслух задуманное число, а затем показывали им лист с абсолютно точно угаданным результатом, которое якобы было прочитано МР-томографом. Для правдоподобности устройство иногда допускало ошибки (например, вместо задуманного числа 42 машина угадывала число 24), а также проводились повторные попытки.

Авторы работы не говорят о том, как именно они «предугадывали» число, ссылаясь первую главу книги «13 шагов к ментализму», которая рассказывает о том, как делать незаметные записи на бумаге. Предположительно, они могли использовать устройство под названием «swami gimmick», которое представляет собой резиновый наконечник с грифелем карандаша и прячется под ноготь большого пальца. Во время того, когда участники эксперимента называли число, исследователи незаметно писали его на листе.

Во второй части работы добровольцам сказали, что томограф запрограммирован на «внедрение» мыслей. В этот раз психологи сообщили участникам, что устройство само «выберет» число, которое передастся в их мысли. Механика эксперимента была абсолютна идентична предыдущему — женщины молча лежали в сканере и думали о двузначном числе, после чего называли его вслух, а исследователи показывали им такое же «внедренное» машиной число, которое на самом деле было записано с их слов.

После завершения всех экспериментов, психологи спросили добровольцев об их общих впечатлениях, а также попросили их пройти опрос, где они были оценить степень влияния на их выбор числа (они оценивали такие утверждения как «Я чувствовала, что мои решения были вызваны не мной»).

В результате психологи заметили, что участники сообщали о меньшем уровне контроля над собственными мыслями и о том, что сканер влиял на их мозг, когда оценивали вторую часть исследования (в первом эксперименте по шкале «безвольность» M(среднее) = 16,04, во втором М = 9,07, p < 0,001). Кроме того, во втором эксперименте им требовалось больше времени для того, чтобы выбрать число (среднее в первом исследовании 3,73 секунд, во втором 5,77), что также при сопоставлении с результатами опроса свидетельствовало о том, что участники испытывают на себе влияние.

Некоторые женщины говорили о странных ощущениях во время «внедрения мыслей» . Одна участница сообщила, что «ее глаза быстро двигались по сторонам, как будто они сканировали числа, а потом останавливались, когда оно приходило в ее голову». Другая описывала свои ощущения как «Мне показалось, что это голос... он отвлекал меня от числа, уже существовавшего в моей голове. Я чувствовала некую силу или что-то вроде... изображения или чего-то, что отвлекало меня от этого числа и в итоге я загадывала другое». В первом эксперименте, который ничем, кроме постановки, от второго не отличался, о таких ощущениях добровольцы не сообщали.

Повторное исследование дало похожие результаты. Психологи говорят о том, что их работа помогает лучше понять диссоциацию между чувством влияния и реальным влиянием на человека. Кроме того, она позволит лучше изучить, как именно у людей возникает ощущение контроля над их мыслями и понять природу психических заболеваний, которые имеют сходные симптомы.

Древний африканский череп отнесли к новому виду человекообразных обезьян