Ученые реконструировали закрашенный портрет Дега

Сотрудники Австралийского синхротрона обнаружили на картине Эдгара Дега, где нарисована женщина в черном, скрытый портрет молодой девушки. Ученым удалось не только увидеть контуры изображения, но и реконструировать его в цвете. Описание работы опубликовано в журнале Scientific Reports.

Метод, который применили ученые, является вариантом рентгеновской флюоресцентной спектроскопии. Он подразумевает возбуждение атомов в красочном слое тонким пучком рентгеновского или гамма-излучения и анализ возникающего при этом вторичного, т. е. флюоресцентного излучения. Поскольку каждый элемент имеет собственный паттерн флюоресценции (связанный с энергией электронных орбиталей), анализируя вторичное изображение можно точно установить соотношение элементов в данной точке картины.

При этом большое значение имеет сечение пучка возбуждающего излучения: чем оно меньше, тем более детальную карту распределения элементов можно получить и более качественной будет реконструкция скрытого изображения. Поэтому идеальными источниками для такого рода исследований являются ускорители, где можно получить очень узкий пучок излучения с высокой энергией.

Получив данные о распределении разных элементов, ученые могут предположить, какие пигменты использовались в той или иной точке на картине. Для некоторых элементов такое сопоставление может быть однозначным, для других оно оставляет поле для интерпретации. Например, наличие в мазке большого количества ртути говорит о том, что краска получена на основе киновари (HgS) и, следовательно, имеет характерный оранжевато-красный цвет. Сигнал кобальта подобным образом однозначно говорит об использовании кобальтовой сини. С другой стороны, такие элементы как железо входят в состав разных пигментов, так что при реконструкции изображения ученым приходится предполагать, какие из них наиболее вероятны в данном конкретном случае.

В итоге, в результате сочетания рентгеновской флюоресценции холста с анализом мазков и контекста, ученым удалось не только увидеть скрытое изображение, но и реконструировать его в цвете. По словам искусствоведов, на портрете скорее всего изображена Эмма Добиньи (Emma Dobigny), которая выступала моделью для художника в этот период и на других картинах.

Ранее подобный подход уже применялся, например, для анализа работ Рембрандта, который особенно часто прибегал к практике повторного использования холстов. Таким образом удалось найти изображение юноши человека на «Портрете пожилого человека» 1630-1631 годов.

Александр Ершов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Молекулярный шприц ввел редакторы генома точно в заданные клетки

В основу методики легли контрактильные инъекционные системы бактерий