Записки Леонардо да Винчи указали на изучение силы трения

Профессор технологии машиностроения Кембриджского университета Иэн Хатчингс обнаружил в записных книжках Леонардо да Винчи заметки, свидетельствующие о том, что художник изучал силу трения и разрабатывал свою теорию. Исследование опубликовано в журнале Wear, также о нем рассказывает The Telegraph.

Во время исследования записных книжек Леонардо да Винчи ученый обратил внимание на скетчи и заметки в одной из них, сделанные красным грифелем; до сих пор ученые их игнорировали. После тщательного изучения заметок Хатчингс пришел к выводу, что на рисунках изображены ряды блоков, которые тянет противовес, висящий на шкиве. Такой эксперимент мог бы обдумывать человек, изучающий трение. Также на странице есть запись:

«la confregazione si fa di duplicata fatica in duplicato peso»
(трение удваивает усилие для удвоенного веса)

Заметки и рисунки в записной книжке, которые изучал Хатчингс, датируются периодом 1493-й — сентябрь 1494 года. По мнению ученого, это первые по хронологии заметки, касающиеся трения, которые сделал художник. Книжка размерами 92 х 63 миллиметра хранится в Лондонском музее Виктории и Альберта.

На той же странице, где исследователь заметил рисунки и надпись, посвященные трению, есть рисунок старой женщины, а под ним надпись «cosa bella mortal passa e non dura» (красота смертных быстротечна и проходит). Исследователи ранее обращали внимание на портрет (некоторые ученые считали его изображением постаревшей Елены Троянской), но игнорировали рисунки блоков и надписи, посвященные трению. Более того, в 1920-х годах директор музея Виктории и Альберта заметил, что остаток страницы «занимают не имеющие значения надписи и диаграммы, сделанные красным мелом».

По мнению Хатчингса эти и другие, более поздние заметки, которые он нашел в других записных книжках художника, наоборот, представляют собой первостепенный интерес для триболога — ученого исследующего процессы трения и изнашивания. «Эти скетчи и надписи показывают, что Леонардо понимал основы [физики] трения в 1493 году. Он знал, что сила трения, действующая между двумя скользящими поверхностями пропорциональна нагрузке, сдавливающей поверхности и что трение не зависит от области соприкосновения между двумя поверхностями. Это «законы трения», которые мы приписываем французскому ученому Гульельме Амонтону, который работал двумя столетиями позже», — говорит Хатчингс.