В Норвегии сделали Pac-Man с инфузориями и коловратками

Норвежские ученые создали лабораторную версию игры Pac-Man для изучения повадок микроскопических организмов, пишет Kotaku.

Авторами проекта Mikroskopisk Pacman стали сотрудники Университетского колледжа Юго-Восточной Норвегии. Они создали лабиринт диаметром менее миллиметра, заполненный питательным составом. Роль «пакманов» в нем играют одноклеточные организмы — эвглены и инфузории, а «призраков» — хищные многоклеточные коловратки.

Глава проекта, профессор Института технологии микро- и наносистем Эрик Йоханнессен (Erik Johannessen) рассказал, что трехмерный лабиринт значительно лучше воспроизводит природные условия обитания микроскопических существ, чем традиционная двухмерная чашка Петри. Кроме того, подобные проекты помогают заинтересовать в науке широкую публику.

Как пишут исследователи, их одноклеточные подопытные передвигаются по лабиринту преимущественно случайным образом. Многоклеточные коловратки демонстрируют более сложное поведение: сначала они движутся медленно и нерешительно, однако примерно через сутки их перемещения становятся более быстрыми и целенаправленными. Ученые предполагают, что в этом коловраткам помогают химические маркеры, которыми они помечают ходы. В дальнейшем авторы проекта планируют оснастить лабиринт системой цифрового слежения, чтобы изучить долгосрочное поведение представителей отдельных видов.

Недавно был опубликован отчет о международных соревнованиях по хемотаксису клеток Dicty World Race. 14 команд генетически модифицировали и фармакологически стимулировали подвижные клетки, которые должны были обогнать «соперников» в специально сконструированном микролабиринте.