Плацебо улучшило результаты теста на интеллект

Idiocracy / Twentieth Century Fox Film Corporation, 2006
Вера в силу когнитивных тренировок может оказывать эффект плацебо и заставлять людей действительно лучше проходить тесты на интеллект. Об этом рассказывают ученые в статье, опубликованной в журнале PNAS.
Ученые из Университета Джорда Мейсона провели эксперимент, в котором приняли участие 50 человек. Исследователи создали два разных рекламных объявления: в одном из них студентам предлагалось принять участие в исследовании за баллы для зачета, в другом говорилось о силе тренингов, направленных на развитие интеллекта, и предлагалось самостоятельно принять в них участие.
Те, кто откликнулись на агитирующее объявление, показали лучшие результаты при выполнении тестов, хотя и прошли всего час «мозгового тренинга». Как отмечают авторы, это достаточно мало, чтобы дать реальный эффект, который бы был результатом тренировки. Те же, кто откликались на нейтральную рекламу, улучшили свои результаты весьма незначительно. Это отличие между группами наблюдалось несмотря на то, что обе они одинаково хорошо справились с тренировочным заданием, что, по словам психологов, свидетельствует об отсутствии значимых отличий в мотивации или интеллектуальных способностях.
Как замечают ученые, в любом случае их работа показывает, что подобная реклама может сильно повлиять на психологическое исследование. Кроме того, авторы рекомендуют учитывать эффект плацебо при оценке результативности интеллектуальных тренингов.
Кристина Уласович