Федеральное управление гражданской авиации США разрешило американской компании Terrafugia сертифицировать ее перспективный электромобиль-конвертоплан TF-X в качестве легкого спортивного летательного аппарата. Как пишет Aviation Week, дав разрешение, управление при этом сделало для компании исключение. Перспективная машина компании получилась тяжелее и быстрее летательных аппаратов, которые могут быть зарегистрированы в качестве спортивных.
Согласно действующим в США правилам, пройти сертификацию в качестве легкого спортивного самолета могут летательные аппараты массой не более 598,7 килограмма и со скоростью сваливания не более 45 узлов (около 83 километров в час). Сваливанием называется резкая потеря подъемной силы самолетом из-за нарушения нормального обтекания воздушным потоком крыла, в частности, при снижении скорости. Масса TF-X составляет 816,5 килограмма, а скорость сваливания — 54 узла.
Изначально Terrafugia планировала создать свой летающий электромобиль так, чтобы он полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к сертифицируемым спортивным летательным аппаратам. Однако от этих планов пришлось отказаться в угоду требованиям автомобильной безопасности, предъявляемым американскими правилами к машинам. В частности, TF-X получила лонжероны, жесткую капсулу, энергопоглощающие зоны деформации и подушки безопасности.
По данным Terrafugia, установка автомобильных систем пассивной и активной безопасности добавила прототипу машины 23,6 килограмма. Еще 120,1 килограмма «съели» стандартные автомобильные системы, включая рулевое управление, подвеску и трансмиссию. Эти системы сделаны универсальными и позволяют управлять машиной и во время полета. Компания также смонтировала на TF-X парашют, на котором сможет приземлиться аварийная машина. Масса парашюта составляет 16,3 килограмма.
В конце прошлого года Федеральное управление гражданской авиации США разрешило Terrafugia провести летные испытания трех моделей перспективных электромобилей-конвертопланов TF-X. В испытаниях примут участие радиоуправляемые модели машины, выполненные в масштабе 1 к 10. Целью испытаний станет проверка аэродинамической компоновки, режима висения, наклона роторов и складывания лопастей винтов.
Перспективная TF-X будет четырехместной. По дорогам машина будет передвигаться как любой другой электромобиль, а полеты выполнять — в полностью автоматическом режиме по заранее заданному маршруту. Машина получит складное крыло с отсеками для батарей на законцовках, а также поворотными мотогондолами с редукторами. Редукторы будут соединены с воздушными винтами, оснащенными складными лопастями. Электромобиль будет вертикального взлета и посадки.
TF-X сможет развивать скорость до 324 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 787 километров.
Каждое колесо имеет независимую подвеску
Финская компания 18 Wheels разрабатывает прототип необычного электрического вездехода с 18 колесами. Внешне он напоминает снегоход и оснащен 18 колесами небольшого диаметра. Каждое колесо имеет собственный электромотор и индивидуальную независимую подвеску. Вездеход сможет преодолевать препятствия высотой 20 сантиметров и более не снижая скорости, говорится на сайте компании. Сейчас компания занимается проектированием и подготовкой к сборке предсерийного прототипа, который будет иметь новый дизайн, полноценный корпус и переработанную версию подвески. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера В 2022 году был построен первый прототип, предназначенный для тестирования технологии 18-колесной подвески. Его испытания на грунтах разного типа проходили в течение шести месяцев. В представленном на YouTube-канале компании видео можно видеть, как вездеход передвигается по каменистому пляжу, переезжает через ствол поваленного дерева, камни, а также заезжает в воду. В мае 2023 года компания завершила работу над математической моделью переработанной версии подвески. В ней изогнутые металлические пластины, которые играли роль подвески на первом прототипе, будут заменены на рычаги с индивидуальными амортизаторами. Управление вездеходом будет происходить за счет поворота всех рычагов вместе с колесами с обеих сторон.