На Марсе нашли следы ледникового периода

Исследователи во главе с ученым из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере обнаружили свидетельства прошедшего ледникового периода на Марсе. Работа опубликована в журнале Science.

Ученые использовали радиолокационные данные, полученные автоматической межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter. Они заметили, что водяной лед на полярной шапке Марса разделен на слои. Характер этого расслоения, по мнению исследователей, может указывать на прошедший на Марсе ледниковый период.

«Мы обнаружили усиленное накопление льда в верхних 100-300 метрах полярной шапки. Объем и толщина льда совпадает с предсказаниями начала 2000-х. Радиолокационные наблюдения ледяной шапки показывают подробную историю накопления льда и эрозии, которые связаны с климатическими изменениями», — комментирует один из авторов работы.

Марсианский ледниковый период, в отличие от земного, наступает, когда полюса становятся теплее, чем в среднем, а водяной лед стабильнее на более низких широтах. Это создает своеобразную ледяную «мантию» и ледники в средних широтах, в то время как полярные шапки становятся менее выраженными. Затем в период межледниковья происходит обратный процесс накопления льда шапками, причем этот процесс происходит достаточно быстро. Таким образом, в толще льда наблюдается смена толстых и тонких слоев. Толстые слои соответствуют периоду межледниковья, когда лед быстро «собирается» на полярных шапках.

По мнению исследователей, ледниковый период завершился около 375 тысяч лет назад. Согласно подсчетам ученых, на полюсах, особенно на северной ледяной шапке, с конца ледникового периода накопилось около 87 тысяч кубических километров льда. Если бы этот лед был равномерно распределен по поверхности «красной планеты», его толщина бы составила 60 сантиметров.

По словам ученых, новые данные могут быть использованы в компьютерном моделировании, которое позволит лучше понять марсианский климат. Кроме того, накопления льда помогут лучше понять характер движения Марса, в частности эксцентриситет его орбиты, наклон оси вращения и вращение вокруг Солнца, так как все это влияет на распределение льда на планете.