Биографию римского акведука восстановили по изотопам свинца

Международная группа ученых исследовала отложения в гавани Неаполя, датируемые периодом с середины I века до конца VI века и проследила историю свинцового водопровода, снабжавшего водой Неаполь и близлежащие города, в том числе Помпеи. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Система водоснабжения в Римской империи состояла из локальных акведуков, которые доставляли воду в фонтаны, общественные бани, дома. Акведуки состояли из свинцовых труб, обычно около одного сантиметра в диаметре. Снабжался ли водой Неаполь и близлежащие города незадолго до извержения Везувия, разрушившего Помпеи в 79 году, и после него было доподлинно неизвестно. Авторы статьи решили определить концентрацию свинца и соотношение изотопов свинца в отложениях пород в гавани Неаполя. Свинец-свинцовое изотопное датирование позволяет определить возраст образца, состоящего из смеси минералов.

Раскопки проводятся в древней гавани Неаполя рядом с нынешней Муниципальной площадью (piazza Municipio), начиная с 2011 года. Исследователи получили образцы пород, соответствующие археологическим слоям с середины I века до конца VI века. Авторы работы определяли соотношение изотопов свинца 208Pb/206Pb, 207Pb/204Pb и 208Pb/204Pb в растворах, полученных из образцов осадочных пород и соотношение изотопов 208Pb/206Pb в образцах осадков методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой. Также ученые определили концентрацию свинца в растворах, полученных из осадочных пород с помощью квадрупольного масс-спектрометра.

В результате исследований ученые получили следующую картину. Акведук, обеспечивающий водой Помпеи, существовал еще до извержения Везувия в 79 году и был сделан из свинца, импортированного из других частей Европы. Во время извержения акведук был разрушен, но примерно через 15 лет после извержения вулкана его реконструировали. Об этом свидетельствует резкое изменение соотношения изотопов. После извержения акведук достраивали и проводили водоснабжение либо в новые регионы, либо проводили новые трубы в дополнение к уже существующим. Окончательно акведук Августа перестал функционировать после 399 года. С начала 400-х годов содержание импортированного свинца в отложениях начинает падать. Резкое падение происходит во второй половине V века, что соответствует извержению Везувия в 472 году и еще раз в первой половине VI века, когда Неаполь был разграблен сначала войсками византийской империи, а затем остготами.

Неаполь и прилегающие к нему районы снабжались водой по акведуку Серино или Аква Августа, который был построен во время правления Октавиана Августа между 27 годом до нашей эры и 10 годом нашей эры. Акведук снабжал водой восемь или девять городов и многочисленные виллы, расположенные вдоль побережья. Изначально он предназначался для водоснабжения морских портов и торговой гавани в Путеоли, которая была одним из важнейших портов Римской империи. Протяженность акведука составляла около 140 километров.