Дошкольников уличили в распускании сплетен

Германские исследователи пришли к выводу, что дети начинают сплетничать еще в дошкольном возрасте. Отчет о работе опубликован в British Journal of Development Psychology.

Сотрудники Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге пригласили для участия в эксперименте трех- и пятилетних детей. Представителям каждой возрастной группы предложили сыграть с двумя куклами. В ходе игры дети обменивались с ними фишками, причем за один кон разрешалось отдавать не менее четырех штук. Одна из кукол следовала этому правилу, а другая жульничала, давая либо одну, либо семь фишек.

В ходе эксперимента одни дети играли с обеими куклами, а другие после непродолжительного общения с предшественником должны были выбрать себе одного партнера по игре.

Выяснилось, что трехлетние дети рассказывают о поведении кукол только в 23 процентах случаев. Пятилетние добровольно высказывали оценочные суждения об отсутствующих игровых партнерах (сплетни) гораздо охотнее — в 54 процентах случаев. Из-за недостатка исследований по теме ранее считалось, что дети начинают сплетничать примерно в десятилетнем возрасте.

«Таким образом, сплетни — часто критикуемый аспект человеческой социальности — начинаются на ранних стадиях развития», — заключили ученые. По их мнению, использование сплетен связано с развитием у детей способности к обоснованию своих утверждений.

Ранее американские исследователи показали, что сплетни помогают вступать в отношения с готовыми к кооперации людьми и избегать потенциальных обидчиков.