Астрономы нашли у Млечного Пути внешнее кольцо

Астрономы из МГУ имени М.В.Ломоносова и университета Оулу показали, что в диске Млечного Пути существует внешнее двойное кольцо. Работа ученых опубликована в журнале Astrophysics and Space Science.

В своей работе исследователи изучили распределение молодых рассеянных звездных скоплений, которые были описаны в каталоге Диаса, а также собрали данные о собственном движении этих скоплений через каталог Hipparcos. Используя полученную информацию, астрономы построили различные модели, которые воспроизводят кинематическое движение звездных OB-ассоциаций.

Моделирование показало, что бары («перемычки» в центрах галактик) могут создавать в диске большие газовые кольца, в которых потом рождаются звезды. Среди всех моделей наиболее согласующейся с данными оказалась та, которая предполагает существование у Млечного Пути внешнего двухкомпонентного кольца.

Оно состоит из двух эллиптических газообразных колец — R1 и R2′, причем эллиптическое кольцо R1 вытянуто перпендикулярно бару («перемычка» в центре галактики), а эллиптическое кольцо R2′ вытянуто вдоль бара. Знак апострофа после названия кольца R2’ означает, что кольцо разомкнуто и напоминает две туго закрученные спирали. Такие кольца называют псевдокольцами.

«Мы показали, что распределение молодых объектов в диске нашей галактики согласуется с моделью кольца R1R2’, которое формируется вблизи внешнего линдбладовского резонанса бара на расстоянии 7-8 килопарсек от центра галактики, — отмечает один из авторов исследования. — Кроме того, скорости молодых звезд в скоплениях и ОВ-ассоциациях также согласуются с этой моделью. Бары в дисковых галактиках формируются под действием мощной гравитационной неустойчивости, и они наблюдаются более чем у 50 процентов дисковых галактик».

Бар находится в центре спиральных галактик с перемычкой, в том числе и нашего Млечного Пути. Он состоит из ярких звёзд, выходящих из центра и пересекающих галактику посередине. В таких галактиках спиральные ветви начинаются на концах перемычек. Согласно наблюдениям около двух третей всех спиральных галактик имеют перемычку.