«Чандра» сделала рентгеновские снимки двум кометам

Официальный сайт космической обсерватории «Чандра» опубликовал снимки комет C/2012 S1 (ISON) и C/2011 S4 (PanSTARRS) в рентгеновском спектре. По словам астрономов, рентгеновское излучение порождается небесными телами при столкновении их комы с частицами солнечного ветра, поэтому внешний вид изображений определяется интенсивностью и составом ветра. Фотографии были сделаны в рамках исследования комет, опубликованного в журнале The Astrophysical Journal.

Изображения были получены с помощью спектрометра рентгеновского телескопа в 2013 году, когда ISON и PanSTARRS находились в 150 и 200 миллионах километров от Земли соответственно. Астрономам удалось обнаружить рентгеновское излучение, исходящее от обеих комет. Его причиной является зарядовый обмен, происходящий между заряженными атомами в солнечном ветре и нейтральными атомами в коме.

Полученные спектры позволили физикам определить содержание высокозаряженных атомов углерода, азота, кислорода и неона (C5+, C6+, N5+, N6+, N7+, O6+, O7+, O8+, Ne8+, Ne9+) в солнечном ветре, а также соотнести их заряды в разное время наблюдений. Так, оказалось что температура солнечного ветра при съемке PanSTARRS была ниже, чем при съемке ISON.

Важным результатом работы является теоретическая модель, описывающая спектр излучения кометы. По словам авторов, ее можно применить не только для комет, но и для зарядового обмена в атмосферах планет и межзвездном веществе.

Изображения в рентгеновском спектре соответствуют одним из самых высокоэнергетических процессов во Вселенной. К примеру, термическое излучение, лежащее в рентгеновском диапазоне, соответствует температурам порядка миллиона кельвинов. Примером таких горячих объектов могут быть джеты активных галактических ядер, которые также наблюдались «Чандрой» или волны, порождаемые пульсарами.

Древний африканский череп отнесли к новому виду человекообразных обезьян