Распространение грамотности в Иудее подготовило создание библейских текстов

Michael Cordonsky / Tel Aviv University and the Israel Antiquities Authority

Израильские ученые проанализировали надписи на глиняных черепках, которые свидетельствуют о том, что в Иудее около 600 года до нашей эры грамотность была широко распространена. По мнению некоторых ученых первая компиляция библейских текстов была сделана около 600 года, до завоевания Иудеи вавилонянами в 586 году до нашей эры, а не после этого события. Настоящее исследование является косвенным аргументом в пользу этой гипотезы. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые изучили около 100 черепков с надписями, сделанными чернилами, и отобрали для анализа 16 из них, на которых буквы были разборчивы, а фрагменты текста достаточно большие для анализа. Черепки (остраконы) были найдены в 60-х годах прошлого века в иудейской крепости Арад в центральной части современного Израиля. Тексты представляли собой военную корреспонденцию, касающуюся передвижения войск и поставок продовольствия. Это была как переписка между соседними крепостями, так и приказы командования, адресованные гарнизону крепости Арад. Авторы работы выбрали для изучения именно эти тексты, так как львиная доля писем была написана в короткий промежуток времени, переписка имела отношение к военной администрации Иудеи, то есть к бюрократическому аппарату, и кроме того, она велась с людьми из отдаленного региона страны, где уровень грамотности обычно был ниже, чем в столице.

Черепки из крепости Арад сохранились не слишком хорошо, поэтому исследователи анализировали их цифровые изображения. Для анализа текстов авторы работы создали алгоритм, состоящий из трех шагов. На первом шаге исследователи в полуавтоматическом режиме «реставрировали» строки текста, имитируя движения тростниковой «ручки». С помощью второго они сравнивали буквы в разных надписях, их форму, углы между штрихами и другие характеристики. На третьем шаге авторы проверяли нулевую гипотезу для каждой пары черепков. Гипотеза заключалась в том, что две надписи были сделаны одним человеком. Уровень значимости выводился из данных, полученных на предыдущем шаге, и при р ≤ 0,2 (!), авторы считали, что тексты были написаны разными людьми.

В результате анализа ученые обнаружили, что письма на черепках писали шесть разных авторов разных чинов. Среди них был как начальник гарнизона крепости, так и подчиненный интенданта, заведующего снабжением. То, что многие иудейские военные в VII веке до нашей эры были грамотны подтверждается находками других остраконов с военной перепиской того периода. Для того, чтобы обучить людей, задействованных в бюрократическом и военном аппарате страны, в Иудее должна была существовать система образования. По словам одного из авторов статьи профессора Пиазетски «грамотность существовала на всех уровнях административной, военной и церковной систем Иудеи. Умение читать и писать не было привилегией элиты».

Авторы исследования предполагают, что распространение грамотности в поздний монархический период в Иудее создавало благоприятную среду и для создания литературных произведений. Ученые отмечают, что стоило бы провести сравнительное исследование надписей, сделанных после завоевания Иудеи вавилонянами и разрушения Иерусалима, так как согласно некоторым исследованиям многие библейские тексты были написаны в это время. Проблема в том, что до сих пор на территории Израиля не  найдено текстов, достоверно датированных периодом после завоевания Иудеи (после 586 года и до 350 года до нашей эры). Было найдено несколько монет с буквами еврейского алфавита, которые датировались 350 — 200 годами до нашей эры. Это не кажется странным, если учесть, что после завоевания страны пришла в упадок и бюрократическая система, а многие грамотные люди были угнаны в Вавилон.

Екатерина Русакова





Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.