Головастики индийских танцующих лягушек поселились под землей

Индийские ученые обнаружили и описали головастиков индийской танцующей лягушки (Micrixalus herrei) из семейства Micrixalidae. Оказалось, что головастики зарываются в песок на дне водоемов и живут под землей до тех пор, пока не разовьются в лягушат. До сих пор Micrixalidae оставалось единственным из 54 семейств бесхвостых амфибий для которого не была описана стадия развития головастиков. Результаты исследования опубликованы в PLoS ONE.

Первые представители семейства Micrixalidae были описаны еще 125 лет назад, но до недавнего времени ученые находили только взрослых особей, где и как развиваются головастики известно не было. Первый раз авторы работы увидели головастиков в 2004 году, полевые исследования проводились в начале 2012 года. Кроме того, исследователи собрали икру M.herrei, поместили ее в аквариум и изучили развитие головастиков в неволе. То, что они относятся к виду M.herrei ученые подтвердили с помощью генетического теста. Исследователи определили последовательность фрагмента митохондриальной ДНК головастиков и сравнили ее с известной последовательностью ДНК взрослых особей из банка данных. Также были исследованы внешняя и внутренняя морфология головастиков.

В результате исследований ученые выяснили, что головастики зарываются в песок на дне водоема сразу после того, как они вылупились из икры, и живут под землей до превращения во взрослую особь. Головастики глотают песок: содержимое кишечника изученных особей состояло из песка, съеденного вместе с органическими материалами. У них угревидное тело с сильным хвостом, который помогает амфибиям зарываться в песок. У головастиков M.herrei есть ребра, которые обеспечивают защиту внутренних органов при движении в толще песка, глаза покрыты пленкой, предохраняющей от попадания песка. На челюстях у головастиков есть своеобразные «фильтры», помогающие отсеивать крупные песчинки.

Танцующие лягушки из семейства

Micrixalidae

,

только в Индии, на территории горного массива Западные Гаты. Они обитают в незамерзающих лесных потоках. Самки откладывают икру в песчаных углублениях на дне водоемов. Лягушек назвали танцующими потому, что во время брачного периода самцы вылезают из воды на прибрежные валуны и машут ногами, чтобы привлечь самку.