Скатов заподозрили в зеркальном нарциссизме

Ученые из Южно-Флоридского университета пришли к выводу о том, что скаты могут обладать самосознанием. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Journal of Ethology.

Биологи изучали возможность наличия самосознания у двух гигантских морских дьяволов (Manta birostris), снимая их в небольшом бассейне с водой, куда помещалось зеркало. Исследователи наблюдали за поведением и взаимодействием рыб с собственным отражением. Это называется зеркальным тестом, который представляет собой классический эксперимент в зоопсихологии, определяющий, способно ли животное распознать свое отражение в зеркале. Такая способность служит основным индикатором наличия самоосознания у животных. В качестве контрольного эксперимента ученые также помещали в воду белую матовую доску, что позволяло установить, реагируют ли животные на свое отражение или просто на новый предмет.

Исследователи заметили, что гигантские морские дьяволы меняли свое поведение, когда в бассейне появлялось зеркало. Скаты не реагировали на отражение, как на другую особь, и не пытались с ней взаимодействовать. Вместо этого, они подплывали к зеркалу и двигались перед ним, что, по мнению ученых, может говорить о том, что рыбы следили за своими движениями. Кроме того, они выдували пузыри воздуха перед зеркалом — такое поведение биологи не наблюдали ранее.

В целом, когда зеркало было в бассейне, гигантские морские дьяволы проводили около него почти 70 процентов времени, если же зеркала не было, они находились только около 20 процентов времени в зоне наблюдения. Скаты также значительно больше проводили времени около зеркала, чем около белой доски (p < 0,0005).

По мнению исследователей, такое поведение может свидетельствовать о том, что скаты обладают самосознанием, однако с уверенностью об этом утверждать нельзя. Сам автор зеркального теста Гордон Гэллап скептически отнесся к полученным результатам и заметил, что поведение скатов может быть признаком любопытства. «Люди, шимпанзе и орангутанги — единственные виды, для которых имеются убедительные, воспроизводимые доказательства узнавания себя в зеркале», — комментирует он. Поэтому, вопрос наличия у гигантских морских дьяволов самосознания требует более детального изучения. «Было бы неплохо, если бы кто-то делал нейровизуализирование, в то время как животные реагируют на отражение», — замечает Гэллоп.

Несколько лет назад сороки также

зеркальный тест. Сначала птиц приучали к виду зеркала, после чего им на шею прикрепили наклейку, которую они бы не могли увидеть без помощи зеркала. Птицы пытались клювом достать наклейку, что, по мнению ученых, свидетельствовало о том, что сороки узнали свое отражение.