В созвездии Лебедя обнаружили таинственные голубые вспышки

Ученые обнаружили яркие ультракороткие вспышки красного и медленные вспышки голубого оптического излучения, исходящие от V404 Лебедя. Работа астрофизиков опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

V404 Лебедя — двойная звездная система, состоящая из чёрной дыры с массой около 12±3 масс Солнца и звезды спектрального класса G или K. 15 июня 2015 года космический аппарат НАСА SWIFT зафиксировал первые признаки возобновления активности системы после почти 26-летней спячки.

В июне 2015 года обсерватория ESA Интеграл обнаружила серию повторяющихся ярких вспышек света в масштабах времени менее часа, что довольно редко встречается в других системах с черными дырами. Причем вспышки рентгеновской новой V404 Лебедя стали самым ярким объектом в рентгеновском небе — они были до пятидесяти раз ярче пульсара в Крабовидной туманности.

Международная группа исследователей во главе с ученым из Саутгемптонского университета в своей работе проанализировала снимки мультиспектральной высокоскоростной камеры ULTRACAM, установленной на телескопе William Herschel Telescope, который находится в Ла-Пальме на Канарских островах. В результате, кроме ранее обнаруженных вспышек радио и рентгеновского излучения, обнаружили также и ультракороткие вспышки оптического излучения.

Проанализировав спектр этих вспышек в разных диапазонах они заметили, что часть этих вспышек ярче в красном, а часть в голубом диапазоне, и условно разделили их на «красные» и «голубые». Интервал между быстрыми красными вспышками составлял менее 24 миллисекунд, а медленные голубые вспышки появлялись с частотой в 40 секунд каждая. Так как вспышки появлялись с разными интервалами, исследователи предположили, что в их основе лежит разный механизм возникновения.

Красные вспышки, по мнению ученых, объясняются синхротронным излучением, возникающим в джете. Эти вспышки появлялись, когда наблюдался самый мощный поток рентгеновского и радиоизлучения. В то же время, природа голубых вспышек остается ученым неизвестной. Предположительно, они могут быть связаны с выбросами рентгеновского излучения, однако вряд ли являются единственной причиной их возникновения. Кроме того, есть свидетельства о нетепловой природе появления таких вспышек, и поэтому они требуют дальнейшего изучения.