Астрономы из Парижской обсерватории сузили круг поиска гипотетической девятой планеты Солнечной системы. С результатами исследования можно ознакомиться в препринте статьи на сайте arXiv.org.
Ученые воспользовались обновленными данными 2015 года по эфемеридам Парижской обсерватории— таблицам небесных координат планет и астероидов Солнечной системы, — чтобы определить возможное расположение гипотетической планеты Х. Эфемериды строились на основе 150 тысяч наблюдений, которые были проведены наземными и спутниковыми службами, а также космическим аппаратом Кассини — межпланетной станцией, вращающейся вокруг Сатурна.
Исследователи использовали гипотетические орбитальные параметры планеты, которые были предложены в статье 2016 года. Ученые внесли эти параметры в математическую модель, которая оценивала влияние космического тела на эфемериды. Если присутствие девятой планеты в определенной точке орбиты приводило к увеличению разницы между наблюдаемыми и теоретически вычисляемыми эфемеридами, значит наличие планеты в данной точке невозможно.
Астрономы проверили различные значения истинной аномалии — углом между линией, которая соединяет планету Х и Солнце, и линией между Солнцем и ближайшей к нему точкой орбиты планеты — перигелием. Выяснилось, что девятая планета Солнечной системы на данный момент не может располагаться в областях орбиты с истинной аномалией от -130° до 100° и от -65° до 85°. Также ученые определили наиболее вероятную область местонахождения планеты со значением истинной аномалии от 108° до 129°, при которой разница между наблюдаемыми и теоретическими эфемеридами была минимальной.
В январе 2016 года сотрудники Калтеха Майкл Браун и Константин Батыгин получили доказательства существования планеты Х — крупного транснептунового объекта на границе Солнечной системы. В своей статье ученые привели косвенные данные об орбитах шести других объектов пояса Койпера, которые указывали на существование девятой планеты.
Александр Еникеев
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.