Астрономы из Парижской обсерватории сузили круг поиска гипотетической девятой планеты Солнечной системы. С результатами исследования можно ознакомиться в препринте статьи на сайте arXiv.org.
Ученые воспользовались обновленными данными 2015 года по эфемеридам Парижской обсерватории— таблицам небесных координат планет и астероидов Солнечной системы, — чтобы определить возможное расположение гипотетической планеты Х. Эфемериды строились на основе 150 тысяч наблюдений, которые были проведены наземными и спутниковыми службами, а также космическим аппаратом Кассини — межпланетной станцией, вращающейся вокруг Сатурна.
Исследователи использовали гипотетические орбитальные параметры планеты, которые были предложены в статье 2016 года. Ученые внесли эти параметры в математическую модель, которая оценивала влияние космического тела на эфемериды. Если присутствие девятой планеты в определенной точке орбиты приводило к увеличению разницы между наблюдаемыми и теоретически вычисляемыми эфемеридами, значит наличие планеты в данной точке невозможно.
Астрономы проверили различные значения истинной аномалии — углом между линией, которая соединяет планету Х и Солнце, и линией между Солнцем и ближайшей к нему точкой орбиты планеты — перигелием. Выяснилось, что девятая планета Солнечной системы на данный момент не может располагаться в областях орбиты с истинной аномалией от -130° до 100° и от -65° до 85°. Также ученые определили наиболее вероятную область местонахождения планеты со значением истинной аномалии от 108° до 129°, при которой разница между наблюдаемыми и теоретическими эфемеридами была минимальной.
В январе 2016 года сотрудники Калтеха Майкл Браун и Константин Батыгин получили доказательства существования планеты Х — крупного транснептунового объекта на границе Солнечной системы. В своей статье ученые привели косвенные данные об орбитах шести других объектов пояса Койпера, которые указывали на существование девятой планеты.
Александр Еникеев
На что живет Большой адронный коллайдер
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
За любым ускорителем или телескопом стоит целый город: лаборатории, километры тоннелей и дорог, а также тысячи людей, которые все это обслуживают. Содержание столь масштабных проектов требует ежегодных миллиардных инвестиций. В этом материале на примере Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), где находится Большой адронный коллайдер (БАК), разберемся, откуда берутся такие деньги — а в следующей части поговорим, куда они уходят.