Астрономы сузили круг поиска девятой планеты

Астрономы из Парижской обсерватории сузили круг поиска гипотетической девятой планеты Солнечной системы. С результатами исследования можно ознакомиться в препринте статьи на сайте arXiv.org.

Ученые воспользовались обновленными данными 2015 года по эфемеридам Парижской обсерватории— таблицам небесных координат планет и астероидов Солнечной системы, — чтобы определить возможное расположение гипотетической планеты Х. Эфемериды строились на основе 150 тысяч наблюдений, которые были проведены наземными и спутниковыми службами, а также космическим аппаратом Кассини — межпланетной станцией, вращающейся вокруг Сатурна.

Исследователи использовали гипотетические орбитальные параметры планеты, которые были предложены в статье 2016 года. Ученые внесли эти параметры в математическую модель, которая оценивала влияние космического тела на эфемериды. Если присутствие девятой планеты в определенной точке орбиты приводило к увеличению разницы между наблюдаемыми и теоретически вычисляемыми эфемеридами, значит наличие планеты в данной точке невозможно.

Астрономы проверили различные значения истинной аномалии — углом между линией, которая соединяет планету Х и Солнце, и линией между Солнцем и ближайшей к нему точкой орбиты планеты — перигелием. Выяснилось, что девятая планета Солнечной системы на данный момент не может располагаться в областях орбиты с истинной аномалией от -130° до 100° и от -65° до 85°. Также ученые определили наиболее вероятную область местонахождения планеты со значением истинной аномалии от 108° до 129°, при которой разница между наблюдаемыми и теоретическими эфемеридами была минимальной.

В январе 2016 года сотрудники Калтеха Майкл Браун и Константин Батыгин получили доказательства существования планеты Х — крупного транснептунового объекта на границе Солнечной системы. В своей статье ученые привели косвенные данные об орбитах шести других объектов пояса Койпера, которые указывали на существование девятой планеты.

«Курилка Гутенберга» создаст фонд поддержки научно-популярных проектов

Научно-просветительский проект «Курилка Гутенберга» объявил о намерении создать фонд для поддержки популяризаторских проектов и премию для блогеров, популяризующих науку. Для финансирования этих и других проектов «Курилка» запустила краудфандинговую кампанию на платформе «Планета», минимальная цель которой — собрать 1,5 миллиона рублей.