Немецкая авиакомпания Lufthansa заключила с китайской компанией DJI соглашение о создании и продаже беспилотных систем для быстрого осмотра различных объектов, сообщает Aviation Week. Разработкой систем будет заниматься «дочка» немецкой компании — Lufthansa Aerial Services. По данным фирмы, новые системы, оснащенные тепловизорами, можно будет использовать для осмотра ветряных и солнечных электростанций, линий электропередач, железнодорожных путей и наземных трубопроводов.
Ранее DJI и Lufthansa уже провели испытания системы, состоящей из нескольких беспилотников DJI. Аппараты проводили обследование роотора ветряной электростанции. В декабре прошлого года Lufthansa использовала беспилотники для обследования взлетно-посадочных полос в аэропорту Франкфурта, а также проводила испытания на заметность аппаратов, оснащенных специальными передатчиками, для радаров управления воздушным движением.
По словам управляющего директора компании Lufthansa Consulting Андреаса Янке, клиентам будут предлагаться несколько вариантов использования системы. В частности, систему можно будет арендовать как отдельно, так и с командой операторов беспилотников и инженеров, которые будут анализировать полученные беспилотниками данные. Покупатели беспилотной системы объектового осмотра смогут отправить собственных операторов на обучение в летную школу Lufthansa Flight Training. Беспилотники можно будет застраховать.
В начале июня прошлого года британская авиакомпания easyJet впервые использовала беспилотник для осмотра пассажирского самолета A320. Аппарат использовался для поиска повреждений обшивки лайнера, нанесенных ударом молнии в полете. До сих пор такие проверки проводились исключительно техниками. Особенностью использованного беспилотника является система, позволяющая ему держаться на расстоянии не более метра от объекта осмотра.
С 2017 года easyJet намерена начать активно использовать беспилотники для осмотра самолетов в десяти центрах обслуживания авиационной техники.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.