Полевки оказались способны утешать друг друга

Способность утешать пострадавших сородичей до сих пор наблюдалась только у людей и небольшого числа высокоразвитых животных, таких как обезьяны и слоны. Ученым из США и Нидерландов удалось впервые пронаблюдать такую способность у грызунов, что свидетельствует о ее более древних эволюционных механизмах, говорится в публикации в журнале Science.

В своем исследовании сотрудники Университета Эмори в Атланте и Утрехтского университета использовали степных полевок (Microtus ochrogaster). В отличие от ближайших «родственников», серых полевок, эти животные имеют подобие социальной структуры и способность проявлять эмпатию (к примеру, они моногамны, и заботой о потомстве занимаются оба родителя).

В ходе эксперимента исследователи «знакомили» двух полевок, затем разделяли их и подвергали одну из них стрессовому воздействию электрического тока и громких звуков. После этого животных снова помещали в общий контейнер. Не испытавшая стресса мышь демонстрировала утешающее поведение по отношению к пострадавшей, продолжительно вылизывая ее. В отсутствие стрессового воздействия подобного поведения не наблюдалось.

Более того, утешение оказалось вполне эффективным — полевки, остававшиеся после стресса в одиночестве, проявляли выраженную тревожность, а встретившие заботливого сородича быстро возвращались в нормальное состояние. Полученные результаты воспроизвели в 13 экспериментах.

Также выяснилось, что животные, отделенные от пострадавшего решетчатой преградой, проявляют тревожность, при этом в крови у них резко повышается уровень «гормона стресса» кортизола (схожее явление характерно для людей). При возможности позаботиться о мыши в состоянии стресса, такой реакции не наблюдалось. Вместо этого активировалась передняя поясная кора — богатая рецепторами к окситоцину структура мозга, отвечающая за эмоции, эмпатию и распознавание конфликтных ситуаций. При инъекции блокатора окситоцина в желудочек мозга животные переставали утешать пострадавших сородичей, что свидетельствует об одинаковой роли этого гормона в механизмах эмпатии у грызунов и людей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что способность активно проявлять сострадание и эмпатию имеет древний эволюционный механизм, связанный с обменом окситоцина и мало зависящий от мыслительных способностей. Включение этого механизма и его проявления зависят от условий, в котором развивался конкретный вид (об этом свидетельствует отсутствие утешающего поведения у серых полевок и многих других, более высокоразвитых животных). Кроме того, степные полевки оказались ценной лабораторной моделью для изучения эмпатии, отмечают исследователи.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов