Финская топливная компания Neste договорилась с американским авиастроительным концерном Boeing о сертификации и коммерциализации биотоплива для использования в самолетах. Как пишет Aviation Week, Boeing в ближайшие годы намерен активно использовать для заправки самолетов смесь обычного авиационного и биотоплива.
Согласно планам американского концерна, к 2020 году планируется добиться нулевого роста объемов выброса углеродных соединений и парниковых газов, а к 2050 году добиться снижения этого показателя на 50 процентов по сравнению с 2005 годом. Производством и поставкой биотоплива для концерна будет, в том числе, Neste, уже ежегодно выпускающий более двух миллионов тонн биотоплива.
По оценке финской компании, широкое использование биотоплива позволит сократить выбросы парниковых газов на 90 процентов. В настоящее время в авиации разрешено использовать топливо, производимое из животных жиров, пищевых масел и гидроочищенных эфиров. При этом оно обязательно должно смешиваться с обычным авиационным топливом в пропорции один к одному.
Кроме того, сегодня активно ведутся исследования в области использования в авиации топлива, выработанного из растений, включая рыжик и водоросли. Такое топливо пока не прошло сертификации, поскольку не соответствует требованиям к температуре фильтрации и замерзания. По данным Boeing, растительное биотопливо можно будет смешивать с обычным таким образом, чтобы температура замерзания смеси соответствовала требованиям.
В 2014 года американский концерн провел испытательный полет доработанного пассажирского лайнера B787 ecoDemonstrator на биотопливе Neste. Для его полета использовалась смесь из обычного авиакеросина с 15-процентным содержанием биотоплива.
В конце августа 2015 года стало известно, что исследователи из Университета Калифорнии намерены разработать новый вид биотоплива, которое будет вырабатываться из газа, выделяемого бактериями при разложении навоза. Новое биотопливо также планируется производить из газа, выделяющегося при разложении объедков и разлагаемого бактериями мусора. Новое биотопливо будет использоваться для заправки автомобилей и самолетов.
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.