На Борнео нашли рекордно маленькую улитку

Голландские зоологи описали несколько десятков новых видов брюхоногих моллюсков с острова Борнео, среди которых оказался рекордно мелкий Acmella nana. Размер раковины этой улитки не превышает 0,7 миллиметра в длину и 0,5-0,6 миллиметра в ширину. Описание нового вида приводится в статье журнала ZooKeys.

Новый вид является эндемиком Борнео — он встречается только на севере острова, в малазийском штате Сабах. Предыдущий рекордсмен среди брюхоногих моллюсков, Angustopila dominikae, был ненамного крупнее: ширина его раковины составляет около 0,8 миллиметров, длина — 0,89 миллиметра. Интересно, что он был описан всего несколько месяцев назад той же группой зоологов. Как и новый рекордсмен, Angustopila dominikae обладает очень узким ареалом: он встречается только в одной локации в горах китайской провинции Гуаньси.

Новая работа входит в большой проект по изучению биоразнообразия горы Кинабалу. Это очень молодая в геологическом масштабе гора высотой более четырех тысяч метров расположена на северо-востоке острова. Существенная часть обитающих здесь видов являются эндемиками — то есть не встречаются больше нигде в мире.

Известно, что горный рельеф очень способствует эндемизму, — особенно, если это касается мелких, плохо передвигающихся животных. В горах, особенно в тропических горах, из-за резкого перепада температуры между подножием и вершиной часто образуются очень узкие климатические «карманы». И виды, не способные выйти за пределы таких узких зон, вынуждены существовать изолированно, что обычно приводит к формированию нового вида. Глобальное изменение климата может сильно влиять на ареал этих видов, разделяя их и без того мелкие популяции.

Отпечатки пальцев объяснили удобство использования резиновых вставок на рукоятках