Исследователи из Технологического института Джорджии научили робота общаться с людьми на разных уровнях социальной активности. При высоком уровне активности робот может перебить человека, в то время как при низком уровне социальной активности робот больше слушает собеседника. Доклад был представлен на конференции IROS 2015, кратко содержание работы пересказывает IEEE Spectrum.
Авторы статьи решили изменить традиционный подход к взаимодействию человека и робота, который подразумевает поочередную активность со сменой коммуникативных ролей. Для того, чтобы «очеловечить» общение робота Simon, исследователи разработали две модели свободного поведения при взаимодействии с человеком, в которых установили разные значения нескольких параметров.
В одной модели роботу разрешалось перебивать говорящего человека, а в другой, наоборот, робот сам прекращал говорить, если слышал человека. Также от модели зависела самостоятельность робота в физических действиях, наличие зрительного контакта с собеседником и частота использования роботом паралингвистических средств. При этом для общения робот использовал протоязык, не несущий смысловой нагрузки для человека.
При общении с активной моделью люди чаще были ведомыми, реагировали на действия и реплики робота, в малой степени пытаясь взять инициативу в свои руки. При этом некоторые из испытуемых отметили, что Simon ведет себя «эгоистично». Робота с пассивной моделью поведения люди охарактеризовали как «замкнутого» и даже «отчужденного». Такому роботу-интроверту испытуемые чаще что-то рассказывали сами и выполняли роль лидера в социальном взаимодействии.
Как отмечают авторы, на подобный эксперимент их натолкнула беседа с другой группой исследователей, разрабатывавшей систему компьютерной импровизации для театра. Люди при живом общении не говорят строго по очереди, вместо этого собеседники иногда кивают, начинают говорить при затянувшейся паузе и даже время от времени перебивают друг друга. Исследователи рассчитывают, что подобные разработки смогут сделать взаимодействие человека с роботами более привычным и естественным.
Тема взаимодействия роботов с людьми в последнее время становится актуальной в связи с развитием роботехники. Японские ученые, например, недавно научили робота в торговом центре убегать к взрослым от злых детей.
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.