Способность учиться на собственных ошибках оказалась приметой возраста

Пожилой человек изучает газету в библиотеке.

Фотография: Eric Chan / flickr.com

Психологи из Колумбийского университета обнаружили, что пожилые люди оказались меньше подвержены так называемому «эффекту гиперкоррекции» в условиях теста на общие знания и эрудицию. При повторных тестированиях представители старшего поколения смогли исправить больше допущенных ими ранее ошибок и продемонстрировать лучшую способность к расширению и исправлению уже существующего у них запаса знаний. Работа опубликована в журнале Psychological Science.

«Эффект гиперкоррекции» заключается в том, что если испытуемый абсолютно уверен в правильности какого-либо своего мнения или знания о каком-либо факте («Я слышал об этом по радио. Это совершенно точно. 100 процентов!»), то получив обратную связь, указывающую на ошибочность мнения или пробел в знаниях, он с легкостью согласится исправить ошибку (например, во время экзамена). Однако, при повторной проверке на знание этого же факта спустя время, с большой вероятностью испытуемый вновь повторит ту же ошибку. Целая серия исследований продемонстрировала устойчивость этого феномена у детей и молодых людей.

В новой работе ученые решили сравнить влияние «эффекта гиперкоррекции» на молодых и пожилых людей. Для этого исследователи рекрутировали 44 человека со средним возрастом около 24 лет и 45 представителей старшего поколения со средним возрастом 74 года. Каждому из них предстояло пройти тестирование на общие знания и эрудицию, параллельно с которым у всех участников эксперимента также снималась электроэнцефалограмма. Все испытуемые были физически и психически здоровы.

Процедура тестирования заключалась в предъявлении вопросов. Например, «В каком древнем городе находились Висячие сады Семирамиды». Если респондент не знал точного ответа, ему предлагалось высказать какой-либо предположительный ответ, также принимались и ответы «Я не знаю». После каждого вопроса испытуемый должен был по шкале от одного до семи оценить степень уверенности в своем ответе. Процедура тестирования длилась до тех пор, пока каждый участник не набирал 20 ответов с высокой уверенностью, 20 с низкой и 20 вопросов оставались без ответа (в среднем они набирались за 230 вопросов для молодых и 244 для пожилых людей). Правильный ответ на каждый вопрос озвучивался экспериментатором сразу же, как респондент отмечал степень уверенности в своем ответе (в данном случае — «Вавилон»).

После первого теста с испытуемых снимали шапочку для ЭЭГ, а потом внезапно предлагали пройти тест еще раз (предварительно об этом не предупреждали). В повторном тестировании использовались только 60 описанных выше вопросов.

Выяснилось, как и ожидалось, что общий уровень эрудиции у пожилых людей выше (41 процент правильных ответов против 26 у молодых). Однако, помимо этого, представители старшего поколения оказались менее подвержены «эффекту гиперкоррекции» — при повторном тестировании они смогли исправить гораздо больше ранее допущенных ошибок, показав отличную динамику в корректировке имеющихся познаний. Для ошибочных ответов «с высокой уверенностью» вероятность исправления ошибки у пожилых составляла 0,81, а у молодых 0,75. Для ответов «с низкой уверенностью» 0,65 и 0,54 соответственно.

Причина этого может лежать в различиях в работе мозга. Так, при оглашении правильных ответов экспериментатором у обоих групп испытуемых был зарегистрирован компонент вызванного потенциала P3a, демонстрирующий усиление процесса внимания, но у пожилых людей его амплитуда была больше, особенно для вопросов в ответах на которые они не были уверены.Ранее другая группа психологов обнаружила, что при принятии решений в ситуации, когда в задании всего два варианта ответа, пожилые люди ничем не уступают молодежи. Однако при увеличении количества альтернатив до 4 и 8 вариантов соответственно, молодые люди способны перебрать больше возможных комбинаций и выбрать наиболее эффективное решение.


Даниил Кузнецов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.