Группа психологов из Института человеческого развития общества Макса Планка в Базеле обнаружила, что при принятии решений в ситуации неопределенности при двух возможных альтернативах выбора пожилые люди ничем не уступают молодежи. Однако при увеличении количества альтернатив до 4 и 8 вариантов соответственно, молодые люди способны перебрать больше возможных комбинаций и выбрать наиболее эффективное решение.
опубликована в журнале
.
Множество исследований показало, что с возрастом когнитивные функции (мышление, память, внимание) людей ухудшаются. В частности снижаются такие показатели как подвижность, скорость и гибкость мыслительных процессов. Однако их влияние на принятие решений и стратегии обучения до сих пор остаются спорным вопросом. Психологи из Базеля решили проверить взаимосвязь возрастных изменений в динамике познавательных процессов на принятие решений с помощью особой экспериментальной парадигмы – «решений на основе предыдущего опыта» (decisions from experience).
Для эксперимента были привлечены две группы участников. Первая состояла из 60 молодых людей (средний возраст 23,6 лет), а вторая из 61 пожилого человека (средний возраст 71,3 года). Каждый из них взаимодействовал с компьютерной программой, которая содержала два закрытых окошка для выбора и кнопку «Решение». Испытуемый мог в течение неограниченного времени изучать, какие варианты «выигрышей» дает то или иное альтернативное окошко. Для этого ему нужно было кликать на них и смотреть какая «сумма» там появляется. Те или иные суммы выскакивали в обоих окошках с определенной вероятностью, например, в правом могли в разной последовательности выпадать следующие значения (0, 0, 24, 0), а в левом (0, 0, 60). В итоге в правом окошке на каждые четыре попытки можно было выиграть 24 очка, а в левом на каждые три 60. Задачей участников эксперимента было как можно быстрее выбрать сулившее наибольшую «прибыль» окошко. В этом случае они кликали на него и нажимали кнопку «Решение». Всего было два варианта эксперимента: на получение максимального выигрыша и на достижение минимального проигрыша.
В итоге, в среднем, для поиска оптимального решения молодые люди затрачивали в разных вариантах эксперимента 32 и 30 предварительных кликов, а пожилые люди 28 и 27. Иными словами, при принятии решений из двух альтернатив обе возрастные группы использовали одинаково простую поисковую стратегию и затрачивали равное количество когнитивных усилий, причем пожилые делали это даже несколько более эффективно. В такой ситуации различия в динамических характеристиках мышления и памяти не играли существенной роли.
Ситуация изменилась, когда альтернатив стало 4 и 8. В обоих случаях оказалось, что молодые люди способны перебрать и большее число возможных «выигрышей», например, при 8 альтернативах медиана числа кликов у молодежи была 130 против 90 у пожилых людей (в эксперименте по поиску максимального выигрыша) и 98 против 48 (при поиске минимального проигрыша). Иначе говоря, люди в возрасте начинали страдать от информационной перегрузки и принимали решение раньше, чем было необходимо для учета всех возможных вариантов и выбора оптимальной альтернативы. Здесь динамические характеристики когнитивных процессов начинали играть ключевую роль.
Согласно исследованию журнала Forbes от 2013 года средний возраст наиболее влиятельных людей в мире составляет 61 год. В связи с общим старением населения в странах «золотого миллиарда» количество пожилых людей участвующих в принятии сложных и важных решений будет только расти. Тем не менее, новые данные говорят, что в некоторых случаях престарелым «лицам, принимающим решения» имеет смысл опереться на молодых консультантов и советников.
В исследованиях принятия решений существуют две базовые экспериментальные парадигмы. Первая, «дескриптивная», когда испытуемый знает все возможные результаты того или иного своего выбора заранее или их вероятность. И вторая, «основанная на предыдущем опыте», в которой испытуемый делает тот или иной выбор, получает обратную связь, и сам определяет, каких результатов он может достигнуть и с какой вероятностью.
В Гонконге объявлены лауреаты премии Шао (Shaw Prize), «азиатской Нобелевской премии», которая присуждается ежегодно за значительные открытия в области астрономии, математики, а также биологии и медицины. Премию за 2019 год получили Эдвард Стоун (Edward Stone), руководитель миссии «Вояджер», исследователь ДНК Мария Ясин (Maria Jasin), а также математик Мишель Талагран (Michel Talagrand), изучавший спиновые стекла, говорится в сообщении на сайте премии.