Биологи засняли систему тройной очистки муравьиных усов

Исследователи из Кембриджского Университета определили строение и роль щетинок на лапках муравьев, помогающих им в очистке усиков от загрязнений. Исследование опубликовано в журнале Open Science, кратко с ним можно ознакомиться в пресс-релизе университета.

Ученые создали механизм, имитирующий движения, которые проделывает муравей Camponotus rufifemur при очистке усиков и поместили под оптический микроскоп. С его помощью исследователи получили видео, показывающее как взаимодействуют лапки с усиками, а затем исследовали их под сканирующим электронным микроскопом.

Оказалось, что на лапках есть три слоя микроворсинок, отвечающих за очистку усиков от посторонних примесей различных размеров. Авторы называют их соответственно: «щетина», «гребень» и «кисть».

«Щетина» состоит из разреженных ворсинок, удаляющих основную часть крупных загрязнений, она первой вступает в контакт с усиком. Среднее расстояние между волосками в ней чуть меньше 20 микрометров. Затем по усику проходит «гребень». Промежутки в нем имеют ширину около полутора микрометров, а ворсинки строго упорядочены. Вслед за «гребнем» оставшиеся инородные частицы размером от одного до десяти микрон счищает «кисть».

Очистка чувствительных волосков на поверхности усиков помогает муравьям сохранить свой «нюх». Именно на них располагаются рецепторы, которые взаимодействуют с молекулами органических веществ и позволяют насекомым находить пищу и феромоны, помогающие им вернуться в муравейник.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов