Бактерии помогут летучим мышам справиться с грибами

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Крузе обнаружили, что два  штамма бактерии Pseudomonas fluorescens способны в лабораторных условиях убивать грибы Pseudogymnoascus destructans, вызывающие у летучих мышей заболевание «синдром белого носа». Это открытие может спасти популяцию летучих мышей в Северной Америке, так как завезенный из Европы гриб уже уничтожил в некоторых гнездовьях их популяцию на 95 процентов. Работа опубликована в журнале PLoS ONE.

Исследователи из Калифорнии выделили шесть разных штаммов бактерий Pseudomonas с кожи четырех видов летучих мышей и поместили их в пробирки, совместно с культурой гриба Pseudogymnoascus destructans. Во всех случаях эти бактерии подавляли рост гриба. Причем два штамма Pseudomonas fluorescens делали это наиболее успешно. В среднем, на то чтобы подавить колонию грибов бактериям требовалось от 35 до 43 дней. Скорость и эффективность ингибирования во всех случаях зависела от баланса начальной концентрации грибов и бактерий в пробирке.

Пока что возможности лечения от «синдрома белого носа» показаны только in vitro. Ученые провели эксперименты над несколькими летучими мышами в лаборатории, однако не опубликовали по этим опытам никаких результатов. Аналогично, другая команда микробиологов из Государственного университета Джорджии обнаружила, что летучие органические вещества, продуцируемые бактериями Rhodococcus, способны уничтожать споры Pseudogymnoascus destructans. В прошлом месяце они опубликовали пресс-релиз, в котором сообщали об успешном излечении летучих мышей от «синдрома белого носа». Однако статьи с полным анализом результатов лечения и указанием доли выздоровевших мышей так до сих пор и не вышло.

Болезнь «синдром белого носа» была занесена в Северную Америку из Европы. В настоящий момент ею поражены популяции летучих мышей в 26 штатах США и 5 канадских провинциях. В некоторых гнездовьях сохранилось лишь 5 процентов от изначальной численности населяющих из особей. Европейские летучие мыши являются переносчиками спор гриба, однако сами заболеванию не подвержены.

Сам гриб очень прихотлив. Он растет лишь при диапазоне температур от 4 до 20 градусов Цельсия, и при определенной влажности. Оба фактора совпадают в пещерах, где летучие мыши проводят зимние месяцы, впадая в спячку. За это время гриб успевает покрыть густым слоем их мордочку, уши и крылья. С виду он похож на белый пух, что и послужило источником для названия болезни. Сама по себе инфекция не смертельная, однако рост гриба заставляет мышей выходить из спячки, чтобы почиститься и это приводит к перерасходу энергии, быстрому истощению жировых запасов и смерти от голода зимой, когда мыши уже не могут найти себе пропитание самостоятельно.

Ведро Ньютона, принцип Маха и существование пространства-времени