Новое исследование группы ученых во главе с Мэттью Вайнгартеном (Matthew Weingarten) из Университета Колорадо в Боулдере показало, что быстрая закачка воды, используемой для гидроразрыва пластов при добыче сланцевой нефти и газа, может провоцировать землетрясения. Соответствующая работа
в
, ее содержание
Science News.
Группа Вайнгартена собрала данные по сейсмической активности за 2009-2014 годы по всем штатам США, включая те, что не были вовлечены в сланцевый бум. Затем ученые сравнили данные по точкам закачки в скважины воды, использованной при добыче газа и нефти, и по сейсмической активности в районах таких закачек. При этом была обнаружена устойчивая корреляция: чем выше была скорость закачки воды в те или иные скважины, тем выше была и вероятность последующего возникновения ощутимых толчков рядом с ними.
Вне зависимости от местонахождения скважины наибольшие шансы на появление толчков оказались не там, где скважин больше всего, и не там, где в них было закачано больше всего воды и пропантов. Самыми сейсмоопасными, согласно статистике группы Вайнгартена, являются те, куда закачивается более 300 000 баррелей воды в месяц – рядом с такой скважиной почти всегда происходят легкие толчки.
Ученые отмечают, что их выводы не распространяются на случай, когда воду используют для вытеснения нефти из пластов. В этом случае одна жидкость лишь замещала другую, поэтому общего повышения давления на горные породы не происходит, даже если закачка в единицу времени является достаточно большой. А вот при быстрой закачке воды, использованной для разрыва пласта, ситуация сильно отличалась. Давление, действующее на породы, резко повышалось, что приводило к распространению в сланцевых породах километровых трещин, и выходу из этих трещин газа.
С 2009 года в ряде штатов США начала резко расти частота землетрясений. Для Оклахомы, например, число заметных для населения толчков выросло с одного в 2009 году до более чем 300 в 2014 году. Чаще всего эти события связывают с учетверением за тот же период добычи сланцевого газа. Для получения этого ресурса широко применяют многостадийный гидроразрыв пластов, который с 1960-х годов известен потенциальной опасностью возникновения легких подземных толчков.
Сланцевый газ и сланцевая нефть добываются из горючих сланцев, где плотность жидких и газообразных углеводородов невелика. Чтобы повысить их выход из пород используется гидроразрыв пласта. Этот метод сводится к закачке большого количества воды в целевой пласт, что приводит к возникновению в нем трещины. По трещине газ или нефть выходят к забою скважины, откуда их выкачивают на поверхность. В то же время необходимость закачки большего количество воды под землю привела к учащению легких подземных толчков в ранее не сейсмоопасных зонах и попаданию метана в питьевую воду в целом ряде штатов.
Одного заряда батареи хватит на 40 минут подводного плавания
Компания CudaJet разработала подводный электрический реактивный ранец для быстрого плавания под водой. Он надевается на спину пловца и позволяет передвигаться под водой на глубине до 40 метров со скоростью до трех метров в секунду. Одной зарядки батареи подводного джетпака хватает на 40 минут работы, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Обычно джетпаками (реактивными ранцами) называют персональные летательные аппараты, которые надеваются на спину и поднимают человека в воздух за счет реактивной тяги. Но этот же способ передвижения можно использовать и под водой. Более того, так как в водной среде не требуется поднимать вес тела человека, то устройство может быть достаточно компактным по размеру. В 2018 году студент британского Университета Лафборо Арчи О’Брайан создал прототип электрического реактивного подводного ранца Cuda. За прошедшее время прототип был доработан и началось серийное производство его финальной версии под названием CudaJet. Масса подводного джетпака составляет 13,2 килограмм, он крепится на спине жилета массой от 1,5 до 1,7 килограмм (в зависимости от размера). За реактивное движение под водой отвечает водяная помпа, всасывающая воду через водозаборник в верхней части и выталкивающая ее через два сопла, расположенные в нижней части ранца, развивая при этом 40 килограмм тяги. Пловец управляет тягой с помощью проводного ручного контроллера, а направление движения меняется с помощью положения тела. CudaJet позволяет пловцу не прилагая усилий разгоняться под водой до трех метров в секунду. Устройство рассчитано на максимальную глубину погружения 40 метров. Одной зарядки батареи в течение 75 минут хватает на 40 минут работы под водой. Базовая версия джетпака в интернет-магазине компании стоит 14 тысяч фунтов стерлингов. Помимо реактивных ранцев существует другой тип персональных летательных аппаратов — ховерборд. Он выглядит как летающая платформа, на которой пилот стоит во время полета. В 2019 году основатель компании Zapata, занимающейся разработкой персональных летательных аппаратов, пересек Ла-Манш на ховерборде собственной разработки.