Ученые создали фоторобот «преступника» на основе ДНК

Британская телерадиокомпания BBC поставила совместно с генетиками-криминалистами из  Левенского католического университета (Бельгия) эксперимент по созданию фоторобота «преступника» исключительно на основе его ДНК. Результаты эксперимента будут представлены сегодня в передаче Catching History's Criminals: The Forensics Story на канале BBC4, коротко о них сообщает сайт компании.

В качестве «преступника» выступила ведущая этой передачи, хирург и историк криминалистики Габриэль Уэстон (Gabriel Weston). У нее взяли пробу слюны и анонимно отправили бельгийским специалистам.

Группа генетиков под руководством доктора Питера Клаэса применила к полученным образцам ДНК свои разработки в области «молекулярного фоторобота» и построила на их основе изображение лица предполагаемого «преступника».

Наложение полученного фоторобота на фотографию Габриэль Уэстон показывает, что основные черты были действительно реконструированы верно, в частности особая «европейская» форма подбородка, плоские щеки, область глаз и бровей. Тем не менее, очевидно, что «генетический фоторобот» не учитывает возрастные изменения лица, его трансформацию вследствие особенностей питания и образа жизни, болезней и, тем более, хирургических операций.

В настоящий момент команда Клаэса располагает проверенной базой в 20 генов и связанных с ними черт лица. Работа по ее развитию продолжается в сотрудничестве с голландскими  и американскими криминалистами и генетиками. В ближайшее время количество генов в базе будет доведено до 200.

Наиболее эффективно «молекулярный фоторобот» можно использовать для определения расы преступника. В 2004 году полиция Луизианы арестовала серийного убийцу, которого все свидетели опознавали как белого мужчину, однако генетический материал с места преступления свидетельствовал о его негроидной расе. В дальнейшем следствие подтвердило правоту генетиков.

В 2007 году в Испании генетик выделил 34 наследственных маркера указывающих, что один из мадридских бомбистов был выходцем из Северной Африки. Его тело было практически полностью уничтожено взрывом. Впоследствии были найдены доказательства его алжирского происхождения.

«Молекулярный фоторобот» все еще на ранних стадиях своего развития и построить совершенно точный портрет пока не представляется возможным, однако уже сейчас известно, что, например, для предсказания карего цвета глаз с вероятностью 93 процента или голубого с вероятностью 91 процент необходимо всего 6 генетических маркеров. Точно установлены и гены определяющие ширину носа по линии ноздрей и высоту губ по их центру.