Airbus сделает частично многоразовую ракету

Компания Airbus Defense and Space 5 июня 2015 года представила проект Adeline (Advanced Expendable Launcher with INnovative engine Economy), предусматривающий многоразовое использование двигателей первой ступени будущей ракеты-носителя Ariane 6. Предполагаемая дата готовности Ariane 6 – 2020 год, системы Adeline – 2025 год,

BBC

.

Проект, который Airbus Defense and Space позиционирует как альтернативу частично многоразовым ракетам SpaceX, предусматривает спасение и повторное использование не всей первой ступени ракеты, а лишь ее двигателей и авионики. При этом топливный бак для жидкого водорода и кислорода остается расходуемым и после отделения от ракеты будет сгорать в атмосфере. Многоразовый двигательный отсек, расположенный внизу первой ступени, будет оснащен двумя небольшими крыльями и парой складных пропеллеров, которые помогут ему маневрировать после возвращения в атмосферу. От перегрева отсек должен защищать тепловой щит неуточненного типа. По оценкам разработчиков, новый проект, за счет частичной многоразовости, позволит снизить расходы на каждый запуск Ariane 6 на 20-30%.

Представители Airbus считают свою концепцию более рациональной, чем у SpaceX, чья программа частичной многоразовости для Falcon 9 подразумевает полное спасение первой ступени. Хотя это увеличивает процент повторного использования конструкции, на приземление первой ступени целиком нужно будет потратить до 35 тонн ракетного топлива (по оценке Airbus). У Adeline же на спасение уйдет порядка двух тонн топлива – основная часть задачи по торможению ложится на тепловой щит, а маневрирование на дозвуковых скоростях (для точной посадки на ВПП) ложится на два маленьких и экономичных турбовентиляторных двигателя.

В то же время Adeline, чья предполагаемая готовность к практическому использованию намечена на 2025 год, придется действовать в условиях жесткой конкуренции. Уже в 2015 году SpаceX наметила запуск первого Falcon Heavy, использующего два боковых ускорителя на базе той же первой ступени. Для этого носителя американская компания предусмотрела возвращение как первой ступени, так и двух боковых ускорителей. Сходный по общей схеме носитель Ariane 6 проектируется с двумя твердотопливными боковыми ускорителями, которые в принципе не могут быть многоразовыми. Таким образом, доля повторно используемых частей конструкции Falcon Heavy по стоимости должна будет превысить 50% еще до того, как Ariane 6 с системой Adeline будет готова к первому пуску. Кроме того, SpаceX планирует сделать возвращаемой и вторую ступень Falcon Heavy, чего конструкция Ariane 6 не предполагает даже в отдаленной перспективе. С учетом того, что стоимость топлива в общей цене запуска не превышает нескольких процентов, удельная цена доставки грузов на орбиту для SpaceX может оказаться несколько меньше.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Тагишский метеорит оказался щелочным

Канадские геохимики проанализировали фрагменты Тагишского метеорита методом атомно-зондовой томографии и выяснили, что частицы магнетита в его составе формировались в щелочной среде. Эти результаты хорошо объясняют преобладание L-форм для некоторых аминокислот, ранее обнаруженных в составе метеорита — переход между D- и L-формами в щелочной среде протекает быстрее, чем в кислой или нейтральной. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Утром 18 января 2000 на лед Тагишского озера на севере Британской Колумбии упал метеорит. Падение видело множество местных жителей, поэтому большую часть обломков собрали в течение нескольких дней. Благодаря такой оперативности (а также крайне удачному месту падения) обломки метеорита дошли до ученых, не успев загрязниться земными примесями — на сегодняшний день Тагишский метеорит считается одним из самых чистых метеоритов.