Моллюски помогли узнать маршрут сапиенсов из Африки в Европу

Международный коллектив ученых провел новое датирование орудий и украшений сапиенсов, найденных при раскопках в Кзар Акиле, Ливан. По новым данным моллюски, из раковин которых были изготовлены артефакты, были собраны 45900 лет назад. Эта цифра на 3000-5000 лет больше предыдущих датировок Кзар Акила, и раньше, чем момент появления первых сапиенсов в Европе. По мнению авторов, такая датировка говорит в пользу гипотезы «левантийского коридора», согласно которой предки современного человека попали в Европу из Африки через Левант. Работа опубликована в Proceedings of National Academy of Sciences.

Авторы датировали раковины моллюсков, обнаруженные в Кзар Акиле в середине XX века. Их причастность к сапиенсам установили благодаря обнаружению в тех же слоях двух скелетов — «Этельруды» и «Эгберта». Ученые использовали радиоуглеродный метод, а также измеряли содержание изотопов кислорода в качестве маркера климатических изменений.

Исследователи также воспользовались методом рацемизации аминокислот, которые в небольшом количестве удалось найти на раковинах. В живых организмах аминокислоты существуют преимущественно в L-форме, но после гибели медленно претерпевают переход в D-форму, это явление называется рацемизацией. По соотношению D/L аминокислот можно датировать останки живых организмов.

По совокупным данным авторы установили датировку слоев, в которых были найдены раковины. Слой, в котором была обнаружена «Этельруда» датировался периодом в 45900 лет назад, а слой «Эгберта» — периодом в 43200-42900 лет назад. Возраст этих этих временных промежутков оказался более ранним, чем момент появления первых сапиенсов в Европе, что является аргументом в пользу гипотезы «левантийского коридора».

Ранее артефакты из Кзар Акила уже были датированы, однако в силу ряда причин (критическое состояние находок, более современное загрязнение) результаты датировки оказались неточными и, вероятно, заниженными: 37000 лет назад, что даже раньше, чем появление сапиенсов в Европе.

Выход из Африки до сих пор остается предметом дебатов среди ученых. По находкам в Италии и Румынии приход сапиенсов в Европу примерно датируется периодом 50000-40000 лет назад. Предполагается, что в Европу сапиенсы пришли из Африки, постепенно вытеснив неандертальцев. Тем не менее, точной маршрут и формат «исхода» из Африки остается неизвестным.

Буквально на днях был опубликован новый генетический анализ, который касается этого вопроса. Исследователи из Кембриджского университета отсеквенировали ДНК около двух сотен современных египтян и жителей Эфиопии и сопоставили их генетические особенности с данными внеафриканского населения. После нескольких процедур устранения позднейших влияний египтяне, по словам авторов статьи, оказались все-таки ближе к не-африканцам, чем жители Эфиопии. А значит гипотеза северного маршрута выхода из Африки через Суэцкий перешеек на данный момент более обоснована, чем южный вариант с преодолением Баб-эль-Мандебского пролива — полагают кембриджские генетики.