Очень большой телескоп сфотографировал «струю шампанского»

Сотрудники Южной европейской обсерватории (ESO) с помощью Очень большого телескопа получили изображение туманности RCW 34, являющейся областью интенсивного звездообразования. Фотография (JPG, 3.8 МБ) была сделана в рамках программы «Космические сокровища ESO», об этом сообщает пресс-релиз организации.

На новой фотографии центральное место занимают красные облака водорода, исторгаемого туманностью. Это происходит вследствие нагревания его молодыми звездами, находящимися внутри облака — когда горячий газ достигает границ туманности, проходя через холодные внешние слои, он выбрасывается в вакуум окружающего космоса. Астрофизики сравнивают это явление со струей шампанского, вылетающей вслед за пробкой из бутылки, поэтому явление получило название «струя шампанского» (champagne flow).

Нагревание и ионизация водорода происходит благодаря мощному ультрафиолетовому излучению, испускаемому молодыми звездами. Зафиксировать это излучение напрямую невозможно — газопылевая туманность полностью поглощает его. Однако, увидеть находящиеся внутри нее звезды можно с помощью инфракрасных телескопов. Оказалось, что внутри туманности находится большое количество недавно образовавшихся светил с массами меньшими массы Солнца, которые сгруппированны вокруг более старых массивных звезд. Это позволяет утверждать, что процесс звездообразования происходил ступенчато. По словам ученых, вначале образовались три гигантских звезды, и это событие послужило толчком к формированию менее массивных звезд в их окрестностях.

Получить фотографию удалось с помощью инструмента FORS, спектрографа, установленного на VLT. Он позволяет получать изображения в определенном спектре. К примеру, большинство фотографий туманностей сделаны с использованием фильтров, отсекающих все длины волн, кроме линии излучения Hα водорода (656.28 нанометра). Это позволяет сделать изображения гораздо контрастнее, отсекая постороннее излучение.

N+1 запустил проект «Космическая погода»