Движение воздушных судов отследят из космоса

Европейский спутник Proba-V, запущенный ровно два года назад, помимо основной задачи — мониторинга роста растительности на Земле — собирает данные о сигналах, посылаемых воздушными судами. Это осуществляется благодаря отдельному устройству, принимающему сигналы системы ADS-B. Об этом сообщает пресс-релиз сайта ESA.

Эксперимент, поставленный DLR (Германским Аэрокосмическим Центром) и спутниковым оператором SES является первой демонстрацией возможности орбитального мониторинга передвижения самолетов. За время своей работы спутник зафиксировал более 25 миллионов позиций 15 тысяч различных воздушных судов. Обзор одного спутника невелик — 1500х750 километров, но задача полноценного обзора всех судов, находящихся в воздухе, решается запуском целого созвездия аппаратов.

По словам инженеров из DLR, функционирование космической системы приема сигналов ADS-B происходит круглосуточно, без каких-либо накладок, даже несмотря на то, что система, установленная на воздушных судах, никогда не была предназначена для отправки сигналов в космос.

Космическое наблюдение за воздушными судами сможет решить проблему небольшого радарного охвата территорий над Атлантическим океаном, где движение самолетов довольно плотное. Наземные радары способны уверено различить два различных самолета над Атлантикой, если расстояние между ними составляет более 93 километров. Спутники же позволят значительно увеличить емкость воздушного пространства, чтобы большее количество судов могло безопасно передвигаться в одной области.

Объем спутника Proba-V невелик — менее кубического метра, но несмотря на это он несет оборудование для нескольких экспериментов. Главным из них является изучение роста растительного покрова Земли с помощью специальных камер с широким углом обзора. Кроме слежения за сигналами ADS-B, на спутнике также расположено оборудование для детектирования космических частиц и усилитель на основе нитрида галлия, используемый для передачи информации на Землю. Все вторичные эксперименты представляют собой демонстрацию работоспособности новых подходов.

ADS-B — система автоматического зависимого наблюдения-вещания (Automatic dependent surveillance-broadcast), установленная на всех самолетах. Она в открытом режиме передает с судов данные об их точном местоположении, курсе, скорости и многих других параметрах. Существует ряд сервисов, собирающих эту информацию и отображающих в режиме реального времени, таких как, например, www.flightradar24.com/.