«Хаббл» увидел аномальную сверхновую

Команда астрономов под руководством Стивена Родни из Университета Джонса Хопкинса используя «Хаббл» обнаружила потенциально новый тип сверхновых. О своем исследовании они доложили на симпозиуме в Балтиморе в посвященном празднованию 25-летия космического телескопа, кратко ознакомиться с содержанием доклада можно на сайте журнала Nature.

Астрономы, изучая снимки области в созвездии Эридана, обнаружили мощную вспышку, попавшую на снимки телескопа в прошлом году. Однако она значительно отличается от традиционных сверхновых, обладая на порядок меньшей яркостью и очень быстрым временем угасания — всего две недели.Такое время характерно для Новых звезд, подобные Новой Стрельца No.2, месяц назад разгоревшейся на небе и ставшей одной из самых ярких звезд созвездия. Но при этом яркость Новых звезд гораздо меньше, чем у наблюдаемого объекта.

По словам астрофизика Марио Ливио, такая комбинация свойств загадочна. Существует много вариантов того, чем может быть наблюдаемый объект, однако ни одна из них не описывает все наблюдаемые характеристики.

Событие попало на снимки «Хаббла» дважды — в январе и в августе 2014 года, однако ученые не до конца уверены, относятся ли эти происшествия к одной и той же вспышке, или же соответствуют двум различным. Среди гипотез, рассматриваемых авторами работы, есть идея о том, что оно является так называемой килоновой — столкновением двух нейтронных звезд. С одной стороны, светимость объекта и ее динамика полностью соответствуют наблюдавшимся событиям. Однако ни телескоп Чандра, ни спутники НАСА не обнаружили свидетельств мощной гамма- или рентгеновской вспышки, сопутствующей столкновению.

Любопытно отметить, что наблюдаемая звезда находится вне пределов нашей галактики и даже более того — на расстоянии порядка 7,8 миллиардов световых лет. Получить изображения столь удаленного объекта удалось лишь благодаря эффекту гравитационного линзирования излучения кластером галактик. По своей сути, гравитационные линзы напоминают оптические — они точно также искажают направление распространения света, делая это не за счет преломления излучения, а за счет сильнейшей гравитации сверхмассивных объектов, выступающих в роли линз.

В Ботсване нашли фрагмент взорвавшегося в небе астероида