Школьники из богатых семей оказались «мозговитее» сверстников

Исследователи из MIT и Гарвардского университета обнаружили взаимосвязь между академической успеваемостью школьников, уровнем дохода их семей и структурными особенностями их головного мозга. Полностью работа будет опубликована в журнале Psychological Science. С пресс-релизом можно ознакомиться на сайте MIT.

Нейробиологи провели структурное исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии у 58 школьников. Среди них были 23 выходца из бедных семей и 35 из семей с высоким достатком. Все испытуемые были в возрасте от 12 до 13 лет.

Предварительно все школьники прошли стандартный тест академической успеваемости, нацеленный на проверку их знаний в области английского языка и математики. Затем каждый прошел обследование на томографе. После чего ученые сравнили показатели тестов с особенностями головного мозга школьников. Оказалось, что у ребят получивших наиболее высокие баллы по тесту имеются структурные отличия головного мозга: более толстая кора в теменной и височной зоне. Эти области отвечают за зрительное восприятие и участвуют в процессах долговременной памяти и мышления. Более того, оба эти показателя напрямую коррелировали с доходом семьи школьника.

Исследователям даже удалось вывести количественную оценку – различия в структуре головного мозга начинались после 44-х процентного разрыва в доходах между семьями.

Существует множество исследований, показывающих, что академическая успеваемость у школьников и студентов из небогатых семей в среднем значительно ниже, чем у выходцев из среднего класса и богатых семей. Этот феномен называется разрыв в успеваемости (achievement gap). По одной из версий, корни этой проблемы лежат в различиях анатомии головного мозга и могут быть результатом как генетических, так и средовых факторов. Если среда, в которой растёт ребенок, предполагает возможности для интеллектуального развития и тренировки, то это может повлиять на развитие мозга (что показано на животных моделях). Однако в большинстве случаев, дети из небогатых семей лишены возможностей для таких тренировок – развивающих игрушек, книг, походов в музеи и курсов языка. Следовательно, вопрос анатомических различий может быть сведён к вопросу о социальных различиях, а вовсе не генетических причин. Тем не менее, в своей работе учёные полностью обошли вопрос о детерминантах такого рода анатомических отличий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Научное издательство Microbiology Society приостановило публикацию статей из России

Британское Микробиологическое общество (Microbiology Society), которое выпускает пять научных журналов, объявило, что останавливает работу со статьями, при подготовке которых использовалось российское бюджетное финансирование или с участием авторов, аффилированных с организациями, публично поддержавшими боевые действия на территории Украины. Эта пауза продлится до момента, когда украинские микробиологи смогут безопасно продолжить работу, говорится в заявлении совета общества.