Школьники из богатых семей оказались «мозговитее» сверстников

Исследователи из MIT и Гарвардского университета обнаружили взаимосвязь между академической успеваемостью школьников, уровнем дохода их семей и структурными особенностями их головного мозга. Полностью работа будет опубликована в журнале Psychological Science. С пресс-релизом можно ознакомиться на сайте MIT.

Нейробиологи провели структурное исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии у 58 школьников. Среди них были 23 выходца из бедных семей и 35 из семей с высоким достатком. Все испытуемые были в возрасте от 12 до 13 лет.

Предварительно все школьники прошли стандартный тест академической успеваемости, нацеленный на проверку их знаний в области английского языка и математики. Затем каждый прошел обследование на томографе. После чего ученые сравнили показатели тестов с особенностями головного мозга школьников. Оказалось, что у ребят получивших наиболее высокие баллы по тесту имеются структурные отличия головного мозга: более толстая кора в теменной и височной зоне. Эти области отвечают за зрительное восприятие и участвуют в процессах долговременной памяти и мышления. Более того, оба эти показателя напрямую коррелировали с доходом семьи школьника.

Исследователям даже удалось вывести количественную оценку – различия в структуре головного мозга начинались после 44-х процентного разрыва в доходах между семьями.

Существует множество исследований, показывающих, что академическая успеваемость у школьников и студентов из небогатых семей в среднем значительно ниже, чем у выходцев из среднего класса и богатых семей. Этот феномен называется разрыв в успеваемости (achievement gap). По одной из версий, корни этой проблемы лежат в различиях анатомии головного мозга и могут быть результатом как генетических, так и средовых факторов. Если среда, в которой растёт ребенок, предполагает возможности для интеллектуального развития и тренировки, то это может повлиять на развитие мозга (что показано на животных моделях). Однако в большинстве случаев, дети из небогатых семей лишены возможностей для таких тренировок – развивающих игрушек, книг, походов в музеи и курсов языка. Следовательно, вопрос анатомических различий может быть сведён к вопросу о социальных различиях, а вовсе не генетических причин. Тем не менее, в своей работе учёные полностью обошли вопрос о детерминантах такого рода анатомических отличий.