В падении аннамского метеорита обвинили Сатурн

Международная группа ученых под руководством Испанского национального исследовательского совета восстановила орбиту аннамского метеорита, упавшего в прошлом году на Кольском полуострове. Оказалось, что он происходит из главного пояса астероидов, а покинуть свою орбиту метеорит вынудил орбитальный резонанс с одной из планет Солнечной системы. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of Royal Astronomical Society.

19 апреля 2014 года жители Скандинавии и Кольского полуострова наблюдали полет чрезвычайно яркого небесного тела. Его удалось заснять участникам Финской болидной группы. Кроме того, как и известный челябинский метеорит, он попал на записи видеорегистраторов. По данным этих изображений баллистикам удалось рассчитать место падения метеорита, после чего поисковая группа УрФУ нашла его фрагменты.

Авторы работы, используя кадры падения болида, смогли точно определить орбиту, по которой двигалось небесное тело. По их словам, важную роль в этом исследовании сыграло наличие видеозаписи, полученной из Снежногорска — она позволила уточнить данные финских исследователей, поскольку была снята из удаленной, по сравнению с ними, точки. Несмотря на то, что видеорегистратор не фиксировал важных астрометрических данных, астрономам удалось восстановить координатную сетку и точное направление полета метеорита по изображению Юпитера, мелькнувшего в кадре, а также используя спутниковые изображения карт Google и Yandex.

Подробный анализ орбиты показал, что причиной выброса метеорита из пояса астероидов с вероятностью 73 прцентов послужил вековой резонанс ν6 его орбиты с орбитой Сатурна - один из самых частых поставщиков астероидов в зону внутренних планет. Оставшиеся 27 процентов приходятся на последствия орбитального резонанса 3:1 Юпитера и пояса астероидов.

Резонансы - периодические гравитационные взаимодействия между различными небесными телами, чьи периоды обращения соотносятся как A:B, где A и B - небольшие натуральные числа. Они приводят к стабилизации одних орбит и образованию групп астероидов, таких как Троянцы и Греки, и дестабилизации других. Ученые изучают такие нестабильные орбиты для того чтобы заранее находить потенциально опасные метеориты, важную роль в этом исследовании играет определение орбит тех, что уже упали на Землю. Всего известны орбиты лишь 21 такого объекта, аннамский стал двадцать вторым.

Радиация не повысила риск рака и болезней сердца у астронавтов и космонавтов