С Урала на Дунай

Где генетики нашли предков мадьяр

Мало кто сомневается, что предки венгров пришли на Дунай откуда-то из Приуралья — на это уже давно указывали и лингвисты, и историки. Проблема в том, что по одним только культуре и языку нельзя понять, какие конкретно группы и когда именно ушли на запад.

До последнего времени не сильно помогала и генетика: анализ не позволял определить более дальнее родство средневековых людей, чем между двоюродными братьями. С помощью же современных генетических методов уже можно строить целые родственные сети, связывая между собой довольно дальних родственников, переселявшихся с места на место в течение нескольких поколений. Благодаря такому анализу ученые действительно обнаружили средневековых биологических родственников на Южном Урале и в Венгрии. А заодно, возможно, локализовали регион, который средневековые венгерские монахи называли Великой Венгрией, Magna Hungaria.

От языка к генетическим моделям

Сегодня больше 20 миллионов людей говорят на 40–50 языках уральской семьи, среди которых заметное место занимает венгерский — лингвистический анклав в центре Европы. Язык венгров сильно отличается от языков их соседей — славян, германцев или романских народов. При этом генетических различий между венграми и, скажем, словаками не больше, чем между немцами и чехами, на что указывают современные исследования ДНК представителей различных европейских популяций. Прибывшие на Дунай мадьяры-завоеватели попросту растворились среди местного населения, которому передали свой язык.

Больше всего венгерский язык похож на языки, которые используют ханты и манси — малочисленные народы, которые в основном проживают на Урале и в Западной Сибири. Логично подумать, что некогда общность, из которой выделились предки представителей этих этносов, проживали на одной территории. Судя по данным лингвистического анализа, эта область располагалась, вероятно, где-то далеко на востоке от современной Венгрии — по-видимому, рядом с той или иной стороной Уральского хребта.

Но поиск мадьярской прародины — вопрос не столько лингвистики, сколько истории, археологии и палеогенетики. Из письменных источников и раскопанных памятников мы знаем, что они на Дунае лишь в конце IX века нашей эры, когда другие кочевники, вероятно, вынудили их мигрировать из Северного Причерноморья дальше на запад. Проследить более ранние этапы продвижения сложнее. Обобщая сведения разных наук, можно сказать, что предки венгров пересекли Волгу между 460 и 830 годами нашей эры, а между 670 и 860 годами добрались до северо-западной части Причерноморья.

Прошлые археологические и палеогеномные исследования позволили проследить следы предков мадьяр-завоевателей по крайней мере до позднего бронзового века. Так, примерно с 1300 по 700 год до нашей эры в лесной и лесостепной зонах по обе стороны от Урала существовала межовская археологическая культура, представители которой, по мнению ряда исследователей, участвовали в формировании протоугорской общности.

Проблема в том, что останки межовцев крайне немногочисленны (возможно, это связано с особенностями погребального обряда). Тем не менее даже небольшого количества древних геномов хватило, чтобы показать, что протоугорский генофонд сложился где-то между 1000 и 500 годами до нашей эры. Судя по моделям, он образовался в результате смешения межовцев (или генетически близких к ним людей) и популяции, близкой к современным .

Ученые предположили, что эти две группы контактировали в Западной Сибири, и обрисовали сценарий их возможных дальнейших перемещений, который согласуется и с лингвистическими моделями. После того, как межовцы смешались с популяцией, похожей на современных нганасан, одна группа — предки будущих манси — мигрировала на север, а вторая — предки мадьяр — осталась в степной и лесостепной зонах. Впоследствии, между VII и V веками до нашей эры, будущие мадьяры смешались с популяцией, похожей на . А еще до вторжения в Европу гуннов эта группа испытала влияние со стороны кочевников, генетически близких к древнему населению Монголии — по расчетам ученых, в районе III века нашей эры.

Около VI века нашей эры предки мадьяр-завоевателей, по-видимому, переселились в Предуралье, где известны археологические памятники и культуры, которые исследователи достаточно уверенно связывают с этой общностью. Среди них, например, кушнаренково-караякуповская культура VI–XI веков нашей эры и могильник Уелги, который в 2009 году открыли в Челябинской области.

Подтвержденное родство

Хотя косвенных свидетельств, откуда пришли мадьяры, накопилось уже немало, пробелов остается достаточно. Чтобы проверить сформулированные гипотезы и локализовать прародину этих людей, палеогенетик Анна Сеченьи-Надь (Anna Szécsényi-Nagy) из Центра гуманитарных исследований в Будапеште совместно с коллегами из Австрии, Венгрии, Германии, России, США, Украины и Чехии провела геномный анализ потенциально связанных древних и средневековых геномов уральцев и мадьяр. Ученые исследовали 131 древний и средневековый геном из 31 археологического памятника в Приуралье, Поволжье и Карпатском бассейне, относящихся ко времени от до .

Основным предметом интереса ученых в этих геномах были общие по происхождению блоки сцепления — сегменты геномов с идентичными нуклеотидными последовательностями, которые два или более человека унаследовали от общего предка без рекомбинации. Дело в том, что в недавних работах биоинформатики показали, как с помощью этого метода определять родство вплоть до , причем даже когда последовательности ДНК прочитаны . Раньше такой анализ по таким данным был просто невозможен.

Несмотря на то, что значительная часть проанализированных данных уже была известна (из 1333 древних и средневековых генома жителей Европы и Азии 1239 уже были опубликованы раньше), новый подход к анализу , среди прочего, найти кластер, в который входили 116 средневековых жителей Приуралья, Поволжья и Карпатского бассейна, связанных между собой отдаленным родством.

По данным кластерного анализа, популяция предполагаемых мадьяр из Карпатского бассейна, которые жили вскоре после обретения родины, была довольно неоднородной. Возможных причин — несколько. Например, помимо мадьяр, за Карпатские горы мигрировали и другие группы, и они могли присоединиться к ним на любом этапе. Кроме того, во время миграции предки мадьяр вполне могли смешиваться и с населением, которое жило на землях между Уралом и Карпатским бассейном.

Несмотря на неоднородность популяции, в ней удалось найти группу, которая жила на территории современной Венгрии и при этом явно была генетически связана с более ранним населением Приуралья. Среди 116 упомянутых средневековых людей нашлось сразу 28 пар, в ДНК которых было как минимум по два одинаковых сегмента длиной не меньше 12 сантиморган. Это значит, что люди из этих пар находились примерно в шестой-восьмой степени родства (такое родство связывает, например, четвероюродных братьев и сестер).

Правда, судя по артефактам материальной культуры, особенностям погребального обряда и результатам радиоуглеродного датирования останков, эти родственные связи объединяли людей, которые жили с разницей в пару сотен лет. По всей видимости, мадьяры из Венгрии, жившие в X–XI веках, и средневековые люди с территории современной России были либо предками и потомками друг друга, либо у них просто был общий предок.

Единый горизонт

Фактически Сеченьи-Надь и ее коллеги прямым генетическим исследованием подтвердили гипотезы о связи между мадьярами из Венгрии и более ранним населением Приуралья — в прошлом эти предположения строились только по материальной культуре. А доказательство родства позволило объединить в общую группу связанные с мадьярами приуральские памятники примерно VIII–X веков нашей эры, для которых раньше не было единого обозначения: археологи, хоть и прослеживали в них общие черты, приписывали их к разным культурам того времени.

Чтобы не погрязнуть в спорах о культурной принадлежности того или иного памятника, исследователи ввели для этой группы археологических памятников понятие караякуповский горизонт. В него они включили памятники VIII–X веков нашей эры, найденные главным образом в Приуралье — в бассейнах рек Белая и Тобол, — а также на севере Казахской степи. К IX веку нашей эры предметы материальной культуры, характерной для этого горизонта, встречались как на востоке от Уральских гор (например, в расположенном в Челябинской области могильнике Уелги), так и сильно западнее — например, в долине реки Самара или в Большетиганском могильнике. (Последний археологи давно связывали с населением, которое участвовало в этногенезе будущих венгров.)

Смоделировав происхождение популяции караякуповского горизонта, ученые предположили, что примерно 70 процентов ее генофонда , например, к населению позднего этапа саргатской культуры, которая существовала в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири в раннем железном веке — в промежуток между VII–VI веками до нашей эры и II–III веками нашей эры. А  показал, что популяция была разбита на небольшие по размеру коллективы.

Средневековые релоканты

Выводы Сеченьи-Надь и ее коллег прямо подтверждают, что в этногенезе венгров участвовало население, которое мигрировало из Приуралья. Хорошим примером, который отражает это, послужили находки из венгерского памятника Саконь-Кавичбанья. Материальная культура и погребальный обряд людей из этого средневекового некрополя очень похож на то, что археологи ранее видели на приуральских памятниках. Теперь же ученые показали, что и с точки зрения генетики они были очень близки.

При этом средневековые мадьяры не были однородной популяцией. Кроме приуральцев, среди предков мадьяр была еще как минимум одна группа: у некоторых людей исследователи нашли предков, которых не было ни у приуральского населения караякуповского горизонта, ни у коренных европейцев. В их геномах ученые обнаружили компоненту, связанную с населением Байкальского региона эпохи позднего неолита. Это могли быть популяции, происходившие из Центральной Азии или Сибири, которые в то время проживали, например, на пути миграции жителей Приуралья на запад.

Генетические данные подтвердили и хронологию перемещений мадьяр, о которой археологи могли судить только по материальной культуре. Судя по всему, они переселились из Поволжья в Северное Причерноморье в первой трети IX века нашей эры, где задержались всего на несколько десятилетий, а к концу столетия ушли на Дунай. Отдаленное родство, которое ученые выявили между людьми из Приуралья и из Венгрии, говорит о том, что и до Волги эти люди дошли достаточно быстро — максимум в течение пары столетий.

Интересно, что генетически близкие к венграм популяции продолжали жить на территории нынешней России и спустя сотни лет после появления на Дунае Венгерского княжества. Например, один из приуральцев, связанных с венграми отдаленным родством, был носителем варианта чияликской культуры из бассейна Нижней Камы. То есть как минимум до конца XIV века в районе Нижней Камы сохранялась генетически близкая к венграм популяция, эффективный размер которой, по оценкам исследователей, достигал нескольких тысяч человек. На то, что венгероязычное население проживало в этом регионе вплоть до XVI века, а затем растворилось среди соседних народов, до этого указывали и археологические свидетельства.

То есть, возможно, именно в Прикамье — где-то недалеко от слияния Камы и Белой — находилась та самая Magna Hungaria, Великая Венгрия, которую еще в XIII веке отправлялись искать венгерские монахи-путешественники.

Мужчину из синташтинского погребения назвали древним металлургом с акромегалией