Через менторство к мудрости

Как меняется образование и как наставник помогает взять из этого процесса лучшее

Учатся не только дети, но и взрослые — чтобы сменить профессию, стать экспертами в своей области и соответствовать меняющимся требованиям индустрии или просто потому, что это приносит им удовольствие. Но выстроить индивидуальную траекторию обучения и сориентироваться в потоке бесконечной информации бывает непросто. Вместе с командой VK Education рассказываем, как стать мастером своего дела, почему важно получать знания с наставником и не списывать со счетов групповые форматы обучения.

На пути к мастерству

Помните доктора Хауса? Он брался за самые загадочные случаи и никогда не ошибался. Ему достаточно было услышать всего пару слов о состоянии пациента, чтобы поставить диагноз и спасти жизнь. Возможно ли такое в действительности?

Когнитивный психолог Андерс Эрикссон задался целью выяснить, что делает человека мастером своего дела. Для этого он изучал докторов, гроссмейстеров, скрипачей и спортсменов и пришел к простому выводу: главное не талант, а практика и сила воли. Изыскания Эрикссона легли в основу правила «10 тысяч часов»: считается, что именно столько времени необходимо потратить, чтобы стать профессионалом в своей области.

Но 10 тысяч часов есть не у всех. Более того, правило Эрикссона с самого начала поняли неверно. В оригинальном исследовании 1993 года это количество часов не подавалось как аксиома. Эрикссон и его коллеги просто-напросто подсчитали, что именно столько времени талантливые музыканты к 20 годам посвящают игре на скрипке. Поэтому на самом деле никто не знает, сколько времени нужно, чтобы стать экспертом. Скорее всего, это зависит от множества факторов, в том числе интенсивности занятий, способностей человека и сферы деятельности.

Кроме того, потратить определенное количество часов мало — нужна «сознательная практика». Эрикссон считал, что отточить мастерство помогают обратная связь, четко поставленные цели и сосредоточенность на нюансах. Без этого человек сможет овладеть лишь базовыми навыками.

В противовес правилу «10 тысяч часов» существует концепция микромастерства, согласно которой можно не стремиться стать экспертом в какой-то области, а осваивать отдельные, интересные лично вам навыки. Возможно, хобби и не станет делом всей жизни (хотя именно так часто и бывает), но точно принесет удовольствие, спасет от эмоционального выгорания и сделает вас продуктивнее.

Если человек достиг профессиональных вершин в своем деле, на выполнение задач он тратит меньше времени. За годы практики профессионалы приобретают определенный набор навыков и развивают автоматизм. Это объясняет, почему они с легкостью справляются с задачей там, где начинающему специалисту нужно уделить ей гораздо больше сил и времени.

Учить мудреного

Хотя диплом вуза далеко не всегда гарантирует успех в профессии, с точки зрения образования рынок труда предъявляет определенные требования к навыкам и компетенциям. К списку традиционных знаний и умений, которыми должен овладеть каждый, добавляются универсальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, эмпатия, социальная и культурная осведомленность, способность работать в команде, цифровая грамотность и умение ориентироваться в больших массивах информации.

Универсальные компетенции появляются по воле бизнес-сообщества. Наблюдая за глобальными изменениями технологий и рынком труда, оно выдвигает новые требования к работникам, а значит, и к массовому образованию. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2018 году подготовила доклад «Глобальные компетентности для инклюзивного мира» и включила новые навыки в собственную систему мониторинга. Теперь критериями качественного образования являются не только читательская грамотность, владение математикой и естественными науками — все то, что традиционно оценивается в PISA, — но и , которые позволяют эффективно взаимодействовать с людьми из разных культур, участвовать в решении глобальных проблем и критически оценивать источники информации.

Решающим фактором при найме сегодня действительно являются не диплом и профильное высшее образование, а навыки, важные для той сферы деятельности, в которой работает сотрудник. Эта тенденция особенно характерна для сферы информационных технологий, которая развивается настолько стремительно, что зачастую знаний по работе с ними еще нет в учебниках и их трудно быстро оцифровать. В рамках направления VK Education мы помогаем студентам, которые хотят строить карьеру в IT и digital-сфере, получать актуальные навыки, осваивать технологии и перенимать опыт практикующих экспертов. И даже специалистам с техническим бэкграундом важно развивать и совершенствовать свои мягкие навыки, потому что их повседневная работа предполагает командное взаимодействие, нахождение компромисса с другими коллегами, презентацию проектов перед стейкхолдерами и многое другое.

Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления VK

Цель школьного образования — овладеть базовыми навыками и предметами. В университете студенты получают азы профессии. А взрослые люди учатся, чтобы поднять уровень профессиональных навыков или получить новые.

Согласно сборнику ВШЭ «Индикаторы образования» за 2022 год, 43,2 процента опрошенных россиян в возрасте 25–64 лет участвовали в непрерывном образовании. Среди работающих процент выше — 49,1 процента. В 2021 году по программам дополнительного профессионального образования в крупных и средних организациях обучались почти 7 миллионов человек.

Навыки, которые осваиваются в качестве хобби или в дополнение к основной рабочей квалификации, нередко позволяют сменить профессию или перейти на новый карьерный уровень. Поэтому эксперты прогнозируют развитие тренда на программы микроквалификации.

Исходя из этих целей, стратегии обучения взрослых будут отличаться от школьных и университетских. Еще в 1970-х годах Малкольм Ноулз разработал теорию обучения взрослых — андрагогику. Согласно Ноулзу, взрослым людям, в отличие от детей, важно понимать цель обучения. Они могут опираться на собственный опыт, у них не внешняя мотивация в виде педагогов и родителей, а внутренняя — личные результаты и карьерные успехи. Кроме того, взрослые самостоятельны и хотят нести ответственность за учебу. А еще они лучше всего учатся через практику, поэтому для них актуально проблемно-ориентированное обучение, которое можно применить и в профессии.

Как биологический возраст сказывается на способности к обучению?

Если речь идет о профессиональном обучении, важно сформировать индивидуальную стратегию. Поэтому ученикам чаще всего требуется сопровождение тьютора, ментора или наставника.

Верный помощник

Корни современной концепции наставничества, как и идеи образовательного досуга, можно обнаружить в Античности. И похоже, что современные учащиеся по духу ближе к древним римлянам, чем к грекам. В Древнем Риме роль педагога не была определяющей: образование считалось личной ответственностью ученика, и наставник, изначально способствующий образованию, однажды мог стать препятствием на пути к нравственному росту. А вот древнегреческая культура педагогики подразумевала обязательное присутствие наставника.

«Для Пифагора только наставник может подобрать способы оздоровления души, среди которых могут быть и беседы о важном и должном, которые становятся для ученика типом педагогической помощи, неким аналогом помощи медицинской, — замечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктория Пичугина. — Для Сенеки, автора знаменитых „Нравственных писем к Луцилию“, также определявшего образование через метафору лекарства, человек и без наставника мог приучиться владеть собой, демонстрировать внутреннее спокойствие и решительность по отношению к искоренению своих слабостей».

Некоторые думают, что в современном мире, где учащимся доступно множество онлайн-курсов, статей и туториалов, наставник не требуется. Но именно он может помочь сориентироваться в огромном потоке информации и более эффективно сконструировать индивидуальный план обучения. Обучение с наставником также может способствовать развитию критического мышления.

Если в прошлом наставник выступал основным источником информации, то сейчас он выполняет сопровождающую роль: помогает не растеряться в обилии возможностей и определиться, какой формат обучения или программа лучше подойдут для решения ваших образовательных и карьерных задач. Сегодня доступен очень широкий спектр возможностей для обучения и профессионального развития — в рамках как высшего образования, так и различных программ дополнительного обучения и повышения квалификации. И важно этими возможностями пользоваться. Например, в современной IT- и digital-сфере их надо использовать, чтобы стать ценным специалистом, чьи навыки будут оставаться востребованными долгое время и в самых разных областях.

Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления VK

Существует несколько похожих друг на друга ролей: преподаватель, ментор и наставник. Обычно они воспринимаются как синонимы, однако между ними существуют концептуальные различия. В обязанности преподавателя чаще всего входит составление курса, подготовка учебных материалов, проверка и оценивание домашних заданий и экзаменов, а также обратная связь. Наставник выступает навигатором в мире знания, который помогает отобрать источники, сформировать индивидуальную траекторию обучения, впитать все самое необходимое. В этой концепции обучение менее формальное, а отношения близки к партнерским. Между менторством и наставничеством более тонкая грань.

«Менторство — это отношения мастера и подмастерья, где мастер полностью задает траекторию обучения, передавая свои навыки. В случае наставничества субъектность в большей степени лежит на учащемся: он формирует запрос к наставнику. Эффективность наставника определяется тем, насколько самостоятельно учащийся будет действовать в дальнейшем», — так, например, объясняет разницу Алексей Обухов, доцент Института образования НИУ ВШЭ.

Что входит в обязанности ментора в VK?

За то время, что мы развиваем образовательные проекты, нам удалось сформировать активное комьюнити талантливых выпускников курсов, многие из которых после обучения стали стажерами и сотрудниками компании. Попав на работу в компанию, многие ребята продолжают развиваться в роли менторов или преподавателей, чтобы помогать уже следующим поколениям студентов. Они сами прошли обучение и понимают, из чего состоит этот путь, с какими вопросами сталкиваются ученики и как им можно помочь. В постоянном менторском сообществе VK Education больше ста участников. Они также проходят отбор, обучение и онбординг, чтобы учиться работать с запросами своих подопечных. При этом ментор не должен напрямую влиять на жизнь менти. Главная задача ментора — «не дать рыбу, а дать удочку», то есть те инструменты, которые приведут менти к цели, а также сопровождать его на этом пути и помогать удерживать фокус внимания. Важно создавать доверительные отношения и предупреждать ошибки менти, исходя из своего практического опыта.

Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления в VK

Какую стратегию развития выбрать — во многом зависит от профессии. Если она требует знания четких алгоритмов и стандартов, то больше подходит менторство. Если же это творческая профессия, где важно раскрыть индивидуальность человека, чуткий наставник сможет справиться с этой задачей лучше. При этом учащийся перенимает не только знания, но и образ мышления своего наставника, и это влияет на его карьерные достижения

Помимо менторов в образовательных проектах для внешней аудитории, у нас в компании есть еще два вида внутреннего менторства. Любой сотрудник может обратиться за профессиональным менторством, чтобы определить трек дальнейшего развития и прокачать себя, выбрав ментора для развития лидерских качеств, технических навыков или других бизнес-компетенций, на которых хочется сфокусироваться. Менторами выступают опытные сотрудники, тимлиды и руководители, прошедшие определенную подготовку. Также в числе сотрудников компании есть карьерные консультанты, к которым можно прийти, если в целом растерялся и не знаешь, какой следующий карьерный шаг тебе стоит сделать.

Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления в VK

Коллективное действие

Существует мнение, что индивидуальные форматы обучения эффективнее групповых: они позволяют выстроить индивидуальную траекторию, подобрать нужные источники и в комфортной обстановке задать вопрос преподавателю, если что-то будет непонятно. Между тем общемировой тренд корпоративного обучения — именно групповые форматы, в рамках которых коллектив обучается не только новым навыкам, но и командной работе.

Согласно теории Александра Астина, описанной в работе « студентов: теория развития высшего образования», учащиеся, которые много времени проводят в университете и общаются с педагогами и однокурсниками, достигают бо́льших успехов в учебе. В корпоративном обучении наблюдается примерно та же закономерность: в групповом взаимодействии люди раскрываются и вовлекаются в образовательный процесс, что повышает их шанс на успех.

В книге «Социальный мозг» нейробиолог и социальный психолог Мэтью Либерман показал, что основная активность нашего мозга направлена на понимание и предсказание действий других людей. Таким образом, процесс обучения можно переосмыслить с учетом социальности мозга. Например, когда человек объясняет что-то другому, он и сам запоминает информацию лучше. Так что менторство помогает лучше разобраться в материале и самому ментору.

Другой аспект групповой работы — обсуждение профессиональных проблем и решений. В дискуссии каждый из участников применяет компетенции, формирующиеся в процессе обучения, прощупывает разные алгоритмы действий в сложной ситуации и получает опыт. Роль наставника заключается в том, чтобы направлять обсуждение, задавать нужные вопросы и вовлекать участников в процесс.

И групповые форматы, и работа с наставником дают учащемуся ощущение, что он не одинок. Эта поддержка особенно важна на ранних этапах обучения, когда человек только-только овладевает новым навыком и еще не сформировал устойчивую мотивацию.

Некоторым, особенно на старте карьеры, свойственно думать, что люди вокруг них успешнее, талантливее или умнее, а значит, имеют больше шансов добиться успеха в карьере и жизни. Ценность наставника заключается в том, что он помогает сформировать более реалистичный взгляд на ситуацию, подобрать те шаги, которые позволят лучше реализовать свой потенциал именно вам, а затем поддерживает подопечного на пути к поставленным целям.


Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления в VK

Реклама: ООО «ВК», ИНН 7743001840, Kra23afZh

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Всем и каждому

Как сделать интернет дружелюбным для людей с особенностями восприятия