Всем и каждому

Как сделать интернет дружелюбным для людей с особенностями восприятия

Опубликовать фотографию из путешествия, прослушать голосовое сообщение или прочитать материал в любимом издании — все это легко сделать, если под рукой есть смартфон и доступ к интернету. Однако не все люди одинаково хорошо слышат, видят, а некоторые живут с другими особенностями здоровья. Вместе с командой VK, где сотрудники с инвалидностью тестируют и создают новые сервисы, рассказываем, как сделать интернет доступным для всех без исключения.

Пицца преткновения

Американец Гильермо Роблес страдал от проблем со зрением. В 2016 году он хотел заказать себе еду, однако сайт и приложение Domino’s Pizza не поддерживали программы чтения с экрана. Мужчина обратился в суд: он посчитал, что компания нарушила «Закон об американцах с ограниченными возможностями здоровья» (The Americans with Disabilities Act, ADA), принятый еще в 1990 году. Компания Domino’s не согласилась: ее представители утверждали, что закон не распространяется на веб-сайты, поскольку регулятор не принял технических стандартов.

Окружной суд отклонил дело, но Гильермо пошел в Апелляционный суд девятого округа. Тот встал на сторону истца: суд посчитал, что Domino’s должна создать условия, которые обеспечат доступность услуг компании для незрячих людей. «„Закон об американцах с ограниченными возможностями“ распространяется не только на общественные места, такие как рестораны быстрого обслуживания, но и на услуги, которые компании оказывают онлайн, поскольку веб-сайт и приложение связывают клиентов с товарами и услугами физических ресторанов Domino», — говорилось в постановлении суда.

Компания Domino’s призвала Верховный суд пересмотреть решение, однако тот отклонил ходатайство. Решением в последней инстанции стало постановление апелляционного суда: закон о людях с инвалидностью должен применяться и к цифровому контенту, несмотря на отсутствие формализованных стандартов. В июне 2021 года Центральный окружной суд Калифорнии вынес решение в упрощенном порядке. Суд обязал Domino’s обновить веб-сайт в соответствии с по доступности веб-контента.

Гильермо Роблес не единственный человек, который столкнулся с подобными трудностями из-за ограничений здоровья. Исследовательская группа UsableNet выяснила, что в 2018 году в США было зарегистрировано более 2200 дел из-за недостаточной доступности веб-контента и их количество продолжает расти. Исследователи считают, что компании недостаточно активно внедряют практики цифровой доступности, а у Министерства юстиции нет четких регламентов на этот счет. Между тем стандарты цифровой доступности существуют давно — их разработали еще на заре интернета.

Тихая революция

В 1989 году в Швейцарских Альпах сотрудник физической лаборатории ЦЕРН Тимоти Бернерс-Ли закончил систему для обмена информацией, объединив компьютеры в единую сеть. Спустя год появился первый веб-браузер , а вскоре и . Правда, в 1990 году доступ к интернету был далеко не у всех: им пользовалось всего населения мира. Сегодня же — более 5 миллиардов человек.

В 1993 году вышел браузер Mosaic — он открыл доступ в интернет для неспециалистов. Количество веб-сайтов начало стремительно расти: в 1993 году их насчитывалось 130, а через три года — уже более 100 тысяч.
Раскрыть весь потенциал интернета — с такой целью в 1994 году Тимоти Бернерс-Ли создал  — организацию, которая разрабатывает и внедряет принципы по работе с интернетом. «Появление Всемирной паутины позволило людям <...> взаимодействовать друг с другом так, как никогда прежде, — говорил в 1996 году Бернерс-Ли. — Оно ставит новые задачи и вселяет надежду в людей с ограниченными возможностями».

Совместно с экспертами и организациями по всему миру консорциум начал работу над едиными стандартами доступности для материалов в интернете. И уже в декабре 2008 года появились первые рекомендации по доступности веб-контента, Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) — согласованные на международном уровне стандарты, призванные помочь авторам и разработчикам контента руководствоваться доступности:

  • Воспринимаемость (Perceivable). Информация и интерфейс должны быть доступны пользователям в том виде, в каком они способны их воспринимать. Составители WCAG предлагают создавать упрощенный вариант интерфейса с меньшим количеством элементов. А еще предоставлять контент в форматах, которые воспринимаются разными органами чувств: для видео — субтитры, для картинок — их текстовая альтернатива, а для статей — аудиоверсии.
  • Работоспособность (Operable). Интерфейс и навигация должны быть доступными каждому. Одни используют мышь или клавиатуру, другие — программное обеспечение, чтобы давать голосовые команды. Это надо учитывать при проектировании сайта или приложения.
  • Понятность (Understandable). Необходимо облегчить поиск по сайту, размещенную там информацию сделать читаемой, а работу веб-страниц — предсказуемой.
  • Надежность (Robust). Технология должна быть хорошо структурирована на программном уровне, легко и предсказуемо интерпретироваться вспомогательными технологиями.

Процесс повышения доступности наших сервисов мы начали с трех флагманских продуктов: «Почты Mail.ru», «ВКонтакте» и «Одноклассников». Например, приложение ОК на iOS и Android в прошлом году стало доступно для незрячих людей. Сейчас возможностей становится все больше.

Цифровая доступность делится на два типа: визуальная и невизуальная.

Визуальная, как понятно из названия, важна для всех тех, кто может воспринимать интерфейс с помощью зрения. Это слабовидящие люди, но все-таки воспринимающие бо́льшую часть информации через зрение, неслышащая аудитория и люди с ментальными особенностями.

Невизуальная доступность важна тем, кто воспринимает интерфейсы не глазами, а на слух. А также для пользователей, которые навигируются с помощью клавиатуры, исключая компьютерную мышь. В основном это незрячие пользователи и люди с нарушениями моторных функций. Все то, что мы можем разглядеть, — кнопки, буквы и любые другие элементы — для незрячих пользователей зачитываются им голосом.

Василина Дрогичинская, менеджер направления инклюзии сервисов VK

Слух — автоматические субтитры

Пользователи интернета все чаще смотрят видео: в 2022 году использование данных со стримингов увеличилось на 24 процента по сравнению с прошлым годом, а 65 процентов всего интернет-трафика приходится на видео. Среди лидеров — Amazon, Apple и Netflix. Вторым по популярности стал YouTube с визитов за месяц.

При этом во всем мире проблемы со слухом имеют 430 миллионов человек — это чуть меньше, чем . По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году более 700 миллионов человек будут иметь инвалидность .

Сделать аудио- и видеоконтент доступным для людей с нарушениями слуха можно несколькими способами. В 2009 году Google представила технологию, которая автоматически добавляет к видео субтитры. Компания использовала готовое решение: технология распознавания речи уже применялась в сервисе Google Voice, где пользователи расшифровывали голосовые сообщения. Алгоритмы переводят звуковую дорожку в текст, а затем накладывают его поверх видеоряда.

«Иногда автоматические субтитры хороши. Иногда они не очень хороши, но это лучше, чем ничего, если у вас проблемы со слухом или вы не знаете языка», — отмечал разработчик Кен Харрингтон, страдающий глухотой. Когда ему было пять, он заболел . Однажды ночью Кен проснулся из-за кошмара и, открыв глаза, уже не мог слышать.

С тех пор разработчики усовершенствовали технологии распознавания речи: алгоритмы лучше распознают контекст, а их словарный запас стал больше. В 2019 году Google запустил для Android функцию Live Caption, которая генерирует субтитры в любом приложении. «Субтитры появляются в режиме реального времени, <...> без использования интернета, таким образом сохраняя конфиденциальность и снижая задержку», — говорится в блоге компании.

В 2021 году ВКонтакте добавила автоматические субтитры на видео с помощью собственного алгоритма распознавания речи.

Зрение — экранный диктор

Евгению Некрасову было 14 лет, когда он потерял зрение и правую кисть, частично утратил слух и полностью лишился обоняния.

«Когда я лежал на реанимационной койке, у меня была мечта стать пилотом истребителя, — вспоминает Евгений. — Мне действительно хотелось в небо, крутить фигуры высшего пилотажа. Но я понимал, что этого уже не будет и я должен двигаться дальше. Я должен подчинить себе машину, чтобы не я на нее работал, а она на меня».

Затем Евгений поступил в коррекционную школу. Там он самостоятельно учился программировать и автоматизировать процессы. В конце концов он решил связать жизнь с IT, несмотря на проблемы со зрением. Сейчас Евгений работает системным администратором в группе эксплуатации больших данных ВКонтакте.

В мире 2,2 миллиарда человек имеют нарушения зрения. Недоступность услуг офтальмологов — причина половины случаев: 90 процентов из них можно было . У этой проблемы есть и экономическое измерение: потери производительности, связанные с нарушением зрения у людей, ежегодно обходятся мировой экономике в 410,7 млрд долларов. Это почти четверть ВВП России.

Рекомендации WCAG учитывают проблемы людей с нарушением зрения, но не все интернет-ресурсы им следуют: на сайтах отсутствует цветовой контраст, страницы не содержат заголовков и структуры, а также замещающего текста для изображений.

У людей с потерей зрения порог восприятия других ощущений — вкуса или звука — снижается, они даже лучше чувствуют удары своего сердца. Поэтому хорошим инструментом для них становятся программы чтения с экрана — экранный диктор или функция VoiceOver. Они переназначают команды ввода и результаты вывода, позволяя людям с нарушением зрения взаимодействовать с устройством через аудиоинтерфейс.

«Я нажимаю на кнопки, программа эти команды считывает, выдает результат и зачитывает его со скоростью примерно 700 слов в минуту. Когда мне очень нужно, то на скорости 1000 слов в минуту. В секунду программа успевает проговорить 2–3 слова, — рассказывает Евгений Некрасов. — Для навигации я не пользуюсь мышкой, а перемещаюсь между окнами с помощью Alt+Tab».

По его словам, другие люди с нарушениями зрения могут позволить себе работать медленнее. Необходимость решать задачи быстро связана с работой.

«Задача DevOps-инженера — быстро обеспечить работу сервиса, если вдруг он упал. Чем быстрее я пойму, в чем дело, тем меньше денег [компания] потеряет из-за простоя. Если ты хочешь быть конкурентоспособным на рынке, тебе нужно уметь делать это быстро, — объясняет Евгений. — Поэтому и приходится выполнять эти задачи быстро. То есть учиться работать наравне со всеми, но не в ущерб себе».

Ментальные проблемы — дружелюбный дизайн и внимание сообщства

Многие рекомендации по доступности веб-контента фокусируются на физических особенностях человека: проблемах со слухом, зрением или подвижностью. Хотя у людей с когнитивными и ментальными проблемами трудностей не меньше.

Каждый восьмой человек в мире живет с психическим расстройством. Поставить верный диагноз врачам бывает трудно: у психических расстройств множество причин, а диагностические критерии часто соответствуют нескольким состояниям. Кроме того, определить границу между наличием расстройства и его отсутствием бывает непросто.

В 2018 году американская исследовательница и ведущая научная сотрудница Google Brain Мередит Моррис вместе с коллегами решила узнать, с какими проблемами сталкиваются люди с дислексией, когда ищут информацию в интернете. По итогам интервью с респондентами они выяснили, что трудности с поиском информации в интернете у таких людей возникают на любом этапе, начиная с формирования запроса до анализа результатов выдачи. Исследователи предложили несколько вариантов улучшения дизайна интерфейса и .

Все мы, вне зависимости от наличия у нас инвалидности, регулярно сталкиваемся с приложениями или сайтами, которыми неудобно пользоваться: невозможно разглядеть мелкие иконки, разобрать бледно-серый текст на светло-сером фоне и так далее. Часто это связано с тем, что при создании сервиса не всегда учитываются требования цифровой доступности. Многие барьеры восприятия не предполагают получение инвалидности, например дислексия. У людей с дислексией буквы могут сливаться, расходиться, «плыть по волнам» и крутиться в разные стороны. Они могут читать, но медленно. Им это дается сложнее.

Василина Дрогичинская, менеджер направления инклюзии сервисов VK

Когнитивные особенности связаны еще и со старением. У людей старшего возраста могут наблюдаться проблемы с памятью, иногда развивается деменция. Качество жизни падает, человек нуждается в уходе, а возможности участвовать в жизни общества сильно ограничиваются. Ожидается, что к 2050 году по всему миру доля людей в возрасте 60 лет и старше достигнет 22 процентов. В развитых странах этот показатель будет еще выше.

Команда ученых из Стокгольмского исследовательского центра геронтологии под руководством Сары Уоллкук исследовала, как в Швеции пожилые люди с деменцией используют цифровые технологии: смартфоны, ноутбуки и планшеты. Оказалось, что их возможности во многом ограничены. Ученые отмечают, что, если технологиями станет проще пользоваться, люди с деменцией смогут вести нормальную жизнь и участвовать в жизни общества. Это соответствует целям ВОЗ, которая в 2017 году провозгласила необходимость обеспечить право людей с деменцией на достойную жизнь своей приоритетной задачей.

Пока ученые проводят исследования, разработчики совершенствуют текущие стандарты. В 2021 году рабочая группа консорциума World Wide Web определила, как сделать так, чтобы людям с было проще взаимодействовать с сайтами: общаться, находить работу или учиться новому. Общие принципы таковы: использовать изображения, часто встречающиеся слова и более крупный размер шрифта.

(Не)лишняя работа

Люди с ограниченными возможностями здоровья, как и любая другая уязвимая группа, нуждаются в правовой защите. Конвенция ООН о правах инвалидов определяет политику Европейского союза и некоторых государств. Однако, как отмечает группа исследователей из Ирландии, Великобритании и Португалии, принципы WCAG «являются более всеобъемлющими и строгими в своих целях в отношении доступности, чем политика ЕС и отдельных государств».

В повышении цифровой доступности VK опирается на три стандарта: мировой, российский и собственный.

Общемировой стандарт задает Руководство по обеспечению доступности веб-контента (WCAG). Вслед за развитием технологий и актуальными исследованиями этот документ регулярно претерпевает изменения, за которыми мы внимательно следим. В свое время WCAG перевели на русский язык, адаптировали и на его основе сформировали отечественный ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме».

Собрав информацию из этих источников, мы создали собственный стандарт, который применим непосредственно к продуктам VK и учитывает их специфику.

Василина Дрогичинская, менеджер направления инклюзии сервисов VK

Впрочем, рекомендации соблюдают не все. В феврале 2023 года Институт исследований, политики и практики в области инвалидности Университета штата Юта проанализировал миллион самых популярных домашних страниц и доменов. Исследователи насчитали почти 50 миллионов различных ошибок доступности — в среднем по пятьдесят на страницу. На 96 процентах главных страниц они обнаружили несоблюдение рекомендаций по доступности веб-контента.

Нехватка инструментов в интерфейсе — от низкой контрастности текста до отсутствия субтитров — затрудняет доступ к контенту. Это значит, что люди с нарушениями зрения, слуха и когнитивными особенностями будут испытывать трудности или вовсе не смогут пользоваться интернетом. Поэтому сайты должны следовать рекомендациям и внедрять инклюзивные технологии, тем более что новые версии для этого создавать не требуется. Разработчикам достаточно использовать дерево специальных возможностей. Оно содержит информацию, позволяющую ассистивным технологиям взаимодействовать с элементами сайта. И таким образом избавляет от необходимости тратить время и ресурсы на создание альтернативных версий веб-страниц.

Реклама: ООО «ВК», ИНН 7743001840

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Концентрированный SOC

Сотрудники Ozon рассказывают, как устроен центр мониторинга киберинцидентов