Рассказываем о лауреатах Шнобелевской премии-2021
Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize) присуждается с 1991 года за исследования, «которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься». Из-за пандемии ковида церемония вручения премии второй год подряд проводилась онлайн, поэтому традиционный запуск бумажных самолетиков в начале церемонии пришлось устраивать и записывать на видео зрителям, а главный приз премии — банкнота в 10 триллионов зимбабвийских долларов — была заменена фальшивой банкнотой того же достоинства, которую лауреаты должны были скачать и распечатать сами. Но меньше веселья от этого не стало. Рассказываем о лауреатах, исследовавших вокализации кошек, бактерии на жвачках, следы коррупции в индексе массы тела политиков и другие увлекательные вещи.
Сюзанна Шотц (Susanne Schötz) из шведского Лундского университета исследовала «язык» кошек, в частности, как именно меняются их мяуканье, фырканье, мурлыкание в ответ на перемены в интонации речи людей, за что и получила Шнобелевскую премию в номинации «Биология».
По убеждению исследовательницы, кошки играют важную роль в жизни людей, и в общении используют обширный репертуар звуков, который однако изучен очень мало. Известно, в частности, что кошки могут менять интонации примерно так же, как люди — интонации своей речи, но смысл этих изменений неясен.
Получая премию из рук лауреата Нобелевской премии по физике Эрика Корнелла, Шотц лично продемонстрировала десяток типов кошачьих вокализаций, и рассказала, что использовала для их изучения фонетический анализ, который до сих пор использовался в основном для исследования человеческой речи. В частности, в одной из своих статей, Шотц описала результаты месячного эксперимента, в ходе которого она записала 538 вокализаций домашней кошки Донны и котов Роки и Турбо.
Полученный материал она классифицировала по типам и определила, какие звуки кошки издают чаще, какие — реже, и в каких обстоятельствах это происходит. В другой статье Шотц исследовала, какими именно звуками те же три кошки реагировали на птиц за окном.
Премия в номинации «Экология» досталась группе исследователей из Испании под руководством Лейлы Сатари (Leila Satari) из университета Валенсии. Лауреаты собирали жевательную резинку с тротуаров и дорог в пяти странах — Франции, Испании, Греции, Турции и Сингапуре, а затем исследовали бактерии, которые жили на ней.
В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, авторы говорят, что их исследование позволяет оценить, как долго выживают «на улице» бактерии из микробиома ротовой полости, что в свою очередь может быть полезно криминалистам для розыска преступников, эпидемиологам — для отслеживания опасных инфекций, а также тем, кто занимается проблемой утилизации опасных отходов.
Премию лауреатам вручила нобелевский лауреат по химии Френсис Арнольд, а награжденные вместо речи спели песню о бактериях живущих на жевательной резинке на мотив песни Beatles «All you need is love».
Лауреат «химической» номинации Шнобелевской премии этого года пытались с помощью высокоточной масс-спектрометрии выяснить, зависит ли химический состав воздуха в кинотеатрах от количества насилия и случаев употребления наркотиков, обсценной лексики и сексуальных сцен в фильмах, которые там показывают.
Йорг Викер (Jörg Wicker) из германского университета Майнца и его коллеги отмечают, что эмоции людей можно отслеживать не только по изменении ЭЭГ, росту давления или колебаниям пульса, но еще и по летучим органическим веществам, которые выделяет организм. Чтобы проверить, можно ли по этим веществам в атмосфере кинозала определить особенности фильма, и наоборот — по содержанию фильма предсказать появление летучих соединений, ученые в течение месяца каждые 30 секунд отбирали пробы воздуха в одном из кинотеатров и сопоставляли их с содержанием кинолент.
В статье, опубликованной в 2015 году, ученые говорят, что им удалось с помощью этих данных построить модель, способную по «запаху» в зале воссоздать характеристики фильма и наоборот. Премию исследователям кинозалов вручил лауреат нобелевской премии по химии Барри Шарплесс.
«Коррупция буквально видна по лицам политиков», — так резюмировал нобелевский лауреат Рич Робертс суть исследования лауреата шнобелевской премии этого года в номинации «Экономика».
Павло Блаватский (Pavlo Blavatskyy) из французской бизнес-школы Монпелье исследовал коррупцию в странах бывшего СССР. Он предположил, что степень ожирения политиков в бывших советских республиках может прямо отражать уровень взяточничества. Чтобы проверить эту гипотезу, он собрал портреты 299 членов правительств всех 15 республик, определил для каждого из них индекс массы тела и обнаружил высокую корреляцию между этим индексом и индексом восприятия коррупции в этих странах, который публикует «Транспэренси Интернешнл» и другими подобными индексами. Подробнее об этом исследовании можно прочитать в нашей новости.
Блаватский делает вывод, что степень ожирения политиков сама по себе может служить указанием на уровень коррупции, полезным в тех случаях, когда других данных нет.
Оргазм может прочистить заложенный нос не хуже, чем сосудосуживающие препараты, выяснили лауреаты медицинской «шнобелевки» этого года.
Олкай Булут (Olcay Bulut) из университетской клиники Гейдельберга и его коллеги исследовали, как меняется заложенность носа у пациентов с хроническим насморком до и после секса, а также после приема препаратов, призванных очистить нос, и получили сопоставимые результаты.
Премию «медикам» вручил лауреат нобелевской премии по химии Роберт Лефковиц.
Шнобелевская премия мира в этом году досталась исследователям, которые решили проверить гипотезу, что борода появилась у мужчин как средство защиты от ударов в лицо.
Итан Бесерис (Ethan Beseris) из США и его коллеги в ходе серии экспериментов показали, что борода действительно снижает риск перелома челюсти при ударе (читайте подробнее в нашей новости). Премию они получили из рук лауреата нобелевской премии по экономике Эрика Маскина, и несколько секунд не могли поверить, что им досталась именно премия мира, а не премия по биологии или антропологии.
Шнобелевские премии в двух номинациях — «Физика» и «Кинетика» — оказались присуждены за работы по сходным темам. Группа под руководством Алессандро Корбетты (Alessandro Corbetta) из Нидерландов выясняла в экспериментах и моделировании с помощью уравнений газовой динамики, почему пешеходы не сталкиваются друг с другом постоянно, а группа Хисаши Мураками (Hisashi Murakami) из университета Токио проводила эксперименты, чтобы понять, почему пешеходы все-таки иногда сталкиваются.
Марти Чалфи, лауреат нобелевской премии по химии, вручая премию, интересовался у Корбетты и его товарищей, планируют ли они исследовать влияние мобильных телефонов на риск столкновений. «Кинетики», которым премию вручал Карл Ваймен, наоборот, уже использовали в экспериментах мобильные телефоны, чтобы отвлечь внимание пешеходов.
Премию в номинации «Энтомология» получил отставной моряк, американец Джон Малреннан-младший (John Mulrennan) и его коллеги, которые разработали новый метод уничтожения тараканов на подводных лодках — с помощью аэрозоля дихлорофоса и некоторых других веществ.
Получив премию из рук Френсис Арнольд, лауреат рассказал, что тараканы действительно сильно досаждают подводникам, а прежние методы их уничтожения иногда вредили не столько тараканам, сколько морякам.
Носорогов на земле осталось не так много, поэтому их иногда приходится перемещать — например, чтобы доставить на охраняемые территории. Перевозить их приходится на вертолетах, причем животных привязывают за ноги и перевозят их вниз головой.
Робин Рэдклифф (Robin Radcliffe) из Корнеллского университета и его коллеги из ЮАР и Намибии, получившие «шнобелевку» в номинации «Транспорт», 12 раз поднимали носорогов с помощью крана, чтобы выяснить, как разные способы подвески влияют на метаболизм животных и их дыхание. Получая премию, авторы уверили, что по их данным такой способ перевозки носорогов им не вредит.
В нем учитывается даже движение воздуха в меховой камере
Шведский инженер превратил два компьютера Commodore 64 в восьмибитный электронный аккордеон. Описание проекта опубликовано на сайте автора. Commodore 64 — это персональный компьютер в форм-факторе клавиатуры, выпущенный в 1982 году. Он был одним из первых массовых компьютеров, нацеленных на обычных пользователей и вскоре после выпуска на несколько лет стал самой продаваемой моделью, обошедшей компьютеры от IBM и Apple. Commodore 64 до сих пор является самой продаваемой моделью компьютера в истории. Поскольку модель стала легендарной, любители ретро-компьютеров до сих пор не только коллекционируют ее, но и создают на ее базе различные проекты. Например, несколько лет назад на Commodore 64 портировали Slack. Шведский инженер Линус Окессон (Linus Åkesson) тоже не первый год создает проекты на базе Commodore 64, как правило, музыкальные. Так, в одном из них он превратил этот компьютер в терменвокс, а в другом написал для Commodore 64 программу, превращающую его в синтезатор. В новом проекте Окессон объединил два Commodore и множество дискет в цифровой аккордеон. https://www.youtube.com/watch?v=EBCYvoC4muc Окессон использовал дискеты с мягким пластиковым корпусом для создания меховой камеры: он вырезал из них П-образные фрагменты, а затем склеил в единую «гармошку». По бокам располагаются два Commodore 64 с установленной программой из предыдущего проекта, позволяющий синтезировать звук при нажатии клавиш. Как и в настоящем аккордеоне, правая клавиатура работает как фортепианная клавиатуру, а левая отвечает за аккорды и басовые ноты. Примечательно, что инженер использовал меховую камеру не просто как визуальный элемент, а как полноценную часть инструмента, влияющую на звук. Для этого он установил микрофон, который измеряет звук от движения воздуха при сжатии и растяжении камеры, и модулирует звук всего аккордеона. Автор отмечает, что инструмент получился работающим (игру можно услышать на видео), но довольно неудобным: он давит на левую руку, а доставать до клавиш левой части неудобно. Мы рассказывали о других проектах, в которых ретро-компьютеры использовали в современных проектах. Например, в 2019 году программист превратил Apple IIe, вышедший через год после Commodore 64, в ездящего робота с мечом.