Миндалевидное тело отвечает за обработку негативных эмоциональных стимулов — тех, которые вызывают страх и отвращение — и запуск необходимой реакции «бей или беги». После амигдалотомии (удаления миндалевидного тела) реакция вашего пациента на негативные эмоциональные стимулы может снизиться — человек может в буквальном смысле потерять страх. В последние годы ученые активно тестируют амигдалотомию (отдельно или совместно с отсечением части гиппокампа, который связан с миндалиной как функционально, так и структурно) для лечения посттравматического стрессового расстройства. В прошлом году, например, у двух пациентов после такой операции снизились симптомы ПТСР и развивающихся вследствие расстройства эпилептических приступов.
Классически, однако, амигдалотомию, как и удаление других участков височных долей, используют исключительно для терапия эпилепсии, и бесстрашия (а также большей толерантности к грязным рукам и прочим вызывающим отвращение стимулам) могут достигнуть даже пациенты, не страдающие ПТСР. Так, например, случилось с Джоди Смитом, которому удалили не только правое миндалевидное тело, но и части гиппокампа и неокортекса височной доли. После операции Смит перестал ощущать «парализующий» страх смерти, который преследовал его до операции. Но этим все не ограничилось: укус паука вызвал у Джоди не панику, а равнодушную мысль о том, что он не очень понимает, как действовать дальше, а переживания, которые он испытывал, стоя на краю обрыва, изменились — пропала естественная для большинства людей тревога. Что более важно — у него прошли приступы эпилепсии.
Несмотря на довольно соблазнительный результат амигдалотомии, не стоит забывать, что чувство страха служит спусковым крючком для реакции «бей или беги». Жизнь человека без этой страховки с большей вероятностью может оборваться под колесами машины (или в пасти льва). Поэтому удаление миндалины имеет смысл только в том случае, если тревога катастрофически мешает повседневной жизни.