Как выглядит, ведет себя и меняется Дед Мороз
Почти каждый из наших читателей с легкостью узнает Деда Мороза, увидев его на улице, на елке или встретив у дверей собственного дома. Но легко ли отличить его от других рождественских дедов? Правда ли, что под видом Деда Мороза к нам все чаще приходит Санта-Клаус? В начале 2020 года мы попросили читателей ответить на несколько вопросов о том, как каким должен быть самый настоящий Дед Мороз, и теперь рассказываем, какой портрет у нас получился в итоге, как эволюционирует образ Деда Мороза (да!) и какая судьба ждет Снегурочку.
Любой фольклорный персонаж, как правило, обладает жестким набором признаков, которые позволяют его опознать. Скажем, леший застегивает одежду на «женскую» сторону, а летун старается не показывать спину (можете пройти тест, чтобы проверить, как хорошо вы ориентируетесь в славянской демонологии). По аналогии мы решили выяснить, какие признаки существенны именно для Деда Мороза, и чем он отличается, например, от Гэндальфа, Дамблдора или Санта-Клауса.
Всего на наши вопросы ответили 1333 читателя, в том числе 723 (54,2 процента) мужчины, 586 (43,9 процента) женщин, и еще 23 человека (1,7 процента) выбрали в этом вопросе пункт «другое». Большинство опрошенных — младше 30 лет (средний возраст — 26 лет)
Практически все опрошенные живут (или провели раннее детство) в России — 1142 человека. На втором и третьем месте Украина (80 человек) и Белоруссия (36), из Казахстана 20 респондентов, из Узбекистана — 9, из всех остальных стран не больше, чем по пять человек. По регионам России, как можно было ожидать, первенство у Москвы и Петербурга — эти регионы указали 229 и 104 опрошенных.
Первый вопрос, который мы хотели выяснить: какого цвета шуба Деда Мороза. В интернете можно встретить множество рассуждений о том, что «исконный» цвет шубы — синий, а красный появился с проникновением в Россию Санта-Клауса, при этом синий цвет связывают с цветом холода и царства мертвых. Например, один из наших опрошенных, 30-летний житель Луганской области, сообщил, что шуба должна быть синей или белой, а сам Дед Мороз — это древнее языческое божество. «Для славян зима — это был тяжелый период. И они приносили жертвы божеству мороза, чтобы задобрить», — добавил он. Однако данные нашего опроса не подтверждают «синюю гипотезу».
Как видно из ответов, две трети респондентов считают, что шуба должна быть красной. При этом гипотеза, что дело в возрасте, и в советское время правильный Дед Мороз ходил только в синей шубе, не подтверждается. Мы разделили опрошенных на две группы: старше 30 лет (последнее советское поколение, чье детство пришлось на начало 1990-х) и младше. Как видно, обе группы согласны друг с другом относительно цвета шубы:
Впрочем, даже поиск по новогодним открыткам советского времени показывает, что «красным» Дед Мороз был задолго до прихода в наше культурное пространство Санта-Клауса.
Многие из опрошенных говорят, что «допустимы» и красный, и белый, и синий цвета: «Дед Мороз в синей с белым или голубой с белым шубе не считается поддельным», «встречались и красный вариант, и синий, синий больше ассоциируется с Дедом Морозом», «шуба могла быть как красной, так и синей», «наш Дед Мороз разнообразен. Он одевается в разных цветов одеяния, но они очень красивые, расписные», «несколько вариантов, уж он-то может себе позволить».
Один из респондентов говорит, что шуба может быть любой, «лишь бы длинная».
Дед Мороз и Кока-кола
Широко распространено мнение, что современный облик Санта-Клауса (и, следовательно, Деда Мороза, который постепенно «унифицируется» с Санта-Клаусом) был создан рекламистами Coca-Cola. Именно эта компания в 1930-х годах начала использовать в рождественской рекламе газировки классический сейчас образ Санта-Клауса — добродушного старика с белой бородой в красном костюме с мехом, которого нарисовал американский художник Хаддон Сандблом. Это, однако, не так: этот образ сформировался за десятилетия до рекламы кока-колы. В частности, Санта в красном костюме появлялся в рекламе как минимум одного другого напитка — от компании White Rock Beverages. Санту в его классическом образе также можно найти на обложке рождественского номера американского журнала Puck, вышедшего в 1902 году, и на многих других изображениях начала века.
Более того, за океаном, в Российской империи можно увидеть практически тот же образ на рождественских открытках, изданных в 1915 году. Одну из них можно увидеть ниже.
Мы попросили опрошенных выбрать правильную шапку для Деда Мороза из такого набора: островерхий колпак с помпоном, круглая «древнерусская» шапка, ушанка, ходит без шапки, и свой вариант. В этом случае читатели практически единогласно проголосовали за круглую древнерусскую шапку, ее считают одним из главных признаков Деда Мороза больше 80 процентов опрошенных.
Однако в этом опросе мы обнаруживаем заметную «историческую» динамику, различия между группами «старше 30» и «младше 30». Если старшая группа почти монолитно за «круглую шапку» (86 процентов за нее и 6 процентов — колпак с помпоном), то «молодые» уже не так тверды в этом предпочтении, за круглую шапку — 76 процентов, но за колпак (в котором обычно ходит Санта-Клаус) уже почти 17 процентов. Если тенденция сохранится, можно ожидать, что через несколько десятков лет оба эти варианта станут допустимыми для Деда Мороза.
Один из читателей сообщил, что Деду Морозу подобает носить на голове «мурмолку, отороченную белым мехом», другой полагает, что носить нужно некую шапку с ушами, притом «одно ухо обязательно должно быть задрано вверх», есть вариант «голубой колпак с белой опушкой, но без помпона», и даже «фуражка (или треуголка) офицера высшего эшелона».
В 1998 году российский Дед Мороз обзавелся резиденцией («вотчиной») в Великом Устюге, и сейчас примерно половина наших опрошенных (46 процентов) согласны с тем, что там он и обитает, чуть меньше, 41,9 процента, придерживаются мнения, что Дед Мороз должен жить где-то на северном полюсе.
Если попробуем определить, как менялось представление о доме Деда Мороза со временем, то увидим примерно ту же картину, что и в случае с шапкой: наш герой плавно и неуклонно переезжает с северного полюса в Великий Устюг. Если в группе «старше 30» сторонники «полярной» гипотезы составляют 55 процентов, то среди тех, кто младше, их остается только 37 процентов, при том, что за Устюг среди молодежи — 52 процента.
«Сначала жил на северном полюсе, а потом с течением времени сменил место жительства и переехал в Великий Устюг», — описывает ситуацию один из опрошенных. Еще один читатель, более осведомленный о попытках «поселить» Деда Мороза в разных регионах России, сообщает, что все они были тщетны: «Несмотря на попытки разместить его резиденцию в Архангельске, Великом Устюге и Лапландском заповеднике, мы знаем, что он живет в волшебной стране, попасть в которую можно через колодец, медвежий сугроб и (если очень хорошо уметь) лесную проталину».
В ответах на этот вопрос обнаруживается белорусская специфика: несколько человек написали, что Дед Мороз обитает в Беловежской пуще. Действительно, с декабря 2003 года в этом нацпарке существует «Поместье белорусского Деда Мороза». Правда среди 37 опрошенных из Белоруссии Беловежскую пущу назвали только 9, а 21 высказался за северный полюс. Среди опрошенных из Украины никакой специфики в этом вопросе не обнаруживается (9 из 80 за Великий Устюг, 60 — за северный полюс), как и в случае Казахстана (9 из 20 — за Устюг, 9 — за северный полюс, оставшиеся два голоса отданы Лапландии). Наконец один из жителей Кузбасса, и видимо патриот своей родины, «прописывает» Деда Мороза на кемеровском горнолыжном курорте Шерегеш, а его сосед, 50-летний новосибирец, отправляет его на северный полюс холода — Оймякон.
Путешествует Дед Мороз, если верить опрошенным, на санях, запряженных тройкой лошадей. Эту приверженность традиционной русской «птице-тройке» он демонстрирует по мнению почти половины (47,2 процента) респондентов, меньше трети (27,9 процента) считает, что в сани Деда Мороза запряжены олени, и почти столько же (22,3 процента) полагают, что никакие упряжки деду не нужны, потому что он путешествует пешком.
Во многих случаях мы можем увидеть, как постепенно меняется идентичность и исходный образ Деда Мороза. Хотя тройка не почти не сдает своих позиций у младшего поколения (45,8 процента против 49,2 у тех, кто старше 30), но при этом среди молодежи вдвое выше (32,1 процента против 16,9) доля людей, которые считают, что Дед Мороз может ездить на оленях. А ведь именно в упряжке с оленями путешествует Санта-Клаус. При этом доля приверженцев оленьей версии выросла за счет тех, кто считал, что дедушка ходит пешком (30,6 процента среди старших против 20 у молодежи).
Одна из опрошенных, 30-летняя жительница Ярославля, сообщила нам, что настоящий Дед Мороз ходит именно пешком, и объяснила почему: «Олени — от Санты, кони белые — из фильма „Чародеи“ и от русской тройки. А Дед Мороз ходит пешком». Впрочем, среди видов транспорта встречаются и лоси, и ледяные демоны, и пространственно-временные порталы, и сани, способные ехать самостоятельно, и даже «несбывшиеся мечты».
Наконец, самый главный вопрос: как именно Дед Мороз доставляет подарки в дом. Больших сюрпризов здесь на оказалось — многие в детстве получали подарки прямо из рук Деда Мороза, который приходил к ним домой. Поэтому почти половина опрошенных (48,1 процента) выбрали именно этот вариант. С версией, что дедушка проникает в форточку и оставляет подарки под елкой, согласились чуть меньше респондентов — 36,5 процента.
Как и почти во всех предыдущих случаях мы наблюдаем постепенный сдвиг modus operandi Деда Мороза в сторону все более «санта-клаусовского». Старшее поколение чаще придерживается мнения, что он должен входить в дверь, а младшее постепенно усваивает представления, что Дед Мороз действует более экстремальными методами, проникая в дома через окна и дымоходы.
Этот метод, кстати, содержит прямую отсылку к житию прототипа всех рождественских дедов — святого Николая, архиепископа Мирликийского, который закидывал мешок с золотом через окно или через дымоход, чтобы обеспечить приданым дочерей бедняка. Разумеется, Дед Мороз, чей канонический образ сложился в советское время, примерно в 1930-е годы, не мог так грубо выдать свое происхождение.
При этом 129 опрошенных (9,7 процента) не согласились с предложенными вариантами, назвав свой метод доставки. В большинстве случаев он сводится к тому, что Дед Мороз — волшебник, и не нуждается в том, чтобы пролезать куда бы то ни было: «Он не нуждается в открытии физических барьеров. В полночь просто появляется у елки, чтобы оставить подарок и тут же исчезнуть». Многие опрошенные вспоминают телепортацию (в том числе квантовую), или пишут просто «это магия!».
Два вопроса нашей анкеты были посвящены Снегурочке: мы выясняли, как она должна выглядеть, и можно ли ее считать обязательным персонажем новогодней истории. Оказалось, что наши читатели имеют довольно четкие представления о том, как должна одеваться Снегурочка: больше половины (55,6 процента) считают, что ее шуба должна быть только синей, еще 16,7 процента настаивают на белом цвете, и только 11,7 процента допускают, что цвет шубы Снегурочки может совпадать с цветом шубы Деда Мороза (который, напомним, скорее всего красный).
По поводу шапки мнения разделились почти пополам: 41,9 процента считают, что это должна быть круглая шапка, отороченная мехом, а 46,7 процента проголосовали за кокошник.
Наконец в каждом из этих вопросов по 8 процентов заявили, что Снегурочка — лишний персонаж, которого не должно быть рядом с Дедом Морозом. Историческая динамика здесь, однако, ей благоволит. Если в старшей возрастной группе более 10 процентов выступают против Снегурочки, то в группе младше 30 лет ситуация более благоприятная, там Снегурочку не любят уже 8 процентов.
Таким образом, есть шанс, что даже если Дед Мороз станет неотличим от Санта-Клауса, Снегурочка с ним останется, и на голове у нее скорее всего будет кокошник (его акции тоже растут — с 44 процентов у старших до 48 у молодежи).
Смотря в собранные нами данные, можно, по-видимому, нарисовать два портрета Деда Мороза: «старшего», который будет постепенно исчезать, и «младшего» — образ, в который Дед Мороз будет превращаться.
Дед Мороз-старший, скорее всего, носит красную шубу и круглую шапку, отороченную мехом, путешествует на санях, запряженных тройкой лошадей. Его сопровождает Снегурочка, а подарки он лично вручает детям в руки, приходя в гости.
Дед Мороз-младший начинает приобретать некоторые черты Санта-Клауса — с большей вероятностью носит остроконечный колпак с помпоном, путешествует на оленях, а также пробирается в дома через форточку. Однако чисто дедморозовский персонаж, Снегурочка, никуда при этом не исчезает, а остается с ним и даже укрепляет свое присутствие.
Впрочем, какой бы Дед Мороз вас не посетил, пусть его подарки вас порадуют. С наступающим!
Сергей Кузнецов
На это указал анализ десятков геномов эпохи бронзы
Палеогенетики отсеквенировали ДНК 91 человека, проживавшего на территориях современных Польши и Украины в эпоху бронзы. Они обнаружили, что носители тшинецкого культурного круга во II тысячелетии до нашей эры получили приток генов от популяции, предки которой связаны с западноевропейскими охотниками-собирателями. Причем поток генов к животноводам и земледельцам, по-видимому, шел в основном за счет мужчин, что, в частности, проявилось в преобладании Y-хромосомных гаплогрупп I2a1a и I2a1b. Кроме того, проанализировав родственные связи между людьми, похороненными в одном и том же могильнике, исследователи пришли к выводу, что для общин тшинецкого культурного круга была характерна патрилокальность. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.