Великое соединение

Историческая встреча Юпитера с Сатурном на снимках любителей, космонавтов и ученых

21 декабря 2020 года состоялось Великое соединение Юпитера и Сатурна, когда две самых крупных планеты Солнечной системы оказались очень близко друг к другу на небе. Последний раз так близко они сходились еще при жизни Иоганна Кеплера, в XVII веке, и в следующий раз повторят это через 60 лет. Мы собрали для вас несколько снимков этого явления, сделанных астрономами-любителями, космонавтами и крупными телескопами.

Вселенная объемна, однако с Земли мы видим плоскую картинку — все, что происходит в космосе, проецируется на «экран» небесной сферы. Соединение планет это один из эффектов подобного уплощения Вселенной: небесные тела оказываются для нас очень близко друг к другу, хотя в реальности расстояние между ними огромно. Астрономы различают два типа соединений: когда объект находится между Солнцем и Землей (так бывает с Меркурием и Венерой) и когда наше светило располагается между объектом и Землей (применимо для всех планет Солнечной системы). Для любителей звездного неба подобные события — своеобразный праздник, а вот для ученых, занимающихся исследованиями космоса, это порой создает проблемы. Каждые два года связь с аппаратами на Марсе пропадает где-то на две недели — из-за того, что Солнце встает на пути радиосигналов с Земли.

Вообще соединения Юпитера и Сатурна — Великие соединения — происходят каждые 20 лет. Обычно они сходятся на расстояние между 30 и 78 угловыми минутами (это где-то от 1 до 2,5 дисков полной Луны), но иногда эти сближения оказываются очень тесными — последний раз такое было в середине июля 1623 года, когда угловое расстояние между планетами составило всего 5,2 угловых минуты. Некоторые астрономы XVII века даже выдвигали гипотезу, что Вифлеемская звезда в действительности была не звездой, а Великим соединением — по расчетам Кеплера, оно должно было случиться в 7 году до нашей эры.

Великое соединение 21 декабря 2020 года также стало близкой встречей двух гигантов — между планетами было 6,1 угловых минуты (примерно пятая часть диска полной Луны), они помещались в поле зрения небольшого телескопа, а при наблюдениях невооруженным глазом в момент максимального сближения практически сливались в одну точку. В следующий раз такое тесное соседство двух газовых гигантов состоится лишь 15 марта 2080 года — Юпитер и Сатурн окажутся на расстоянии 6 угловых минут друг от друга.

Квазипериодические рентгеновские вспышки объяснили частичным разрушением звезды сверхмассивной черной дырой