Что мультиволновая астрономия видит в недрах звезд и галактик
NASA опубликовало шесть мультиволновых изображений объектов глубокого космоса, созданных на основе наблюдений крупных космических обсерваторий. Редакция N + 1 предлагает вам ощутить, насколько больше мы способны узнать о Вселенной, вглядываясь в далекие туманности и галактики при помощи не одного, а целых плеяд телескопов, каждый из которых позволяет увидеть то, что ранее было скрыто от человеческих глаз.
Основной метод изучения Вселенной — регистрация электромагнитного излучения от различных объектов на небе. Долгое время единственным доступным нам приемником излучения был человеческий глаз, который работает лишь в узком диапазоне длин волн — от 400 до 780 нанометров. С появлением телескопов чувствительность этого приемника увеличилась, но диапазон не изменился.
Открыв инфракрасное излучение, Гершель «прорубил» еще одно наблюдательное окно во Вселенную, однако по-настоящему исследовать космос мы стали с середины прошлого века: вначале появились первые наземные радиотелескопы, а с появлением орбитальных телескопов астрономы смогли вести наблюдения на тех длинах волн, которые частично или полностью поглощает атмосфера, таких как ультрафиолетовый, рентгеновский или гамма-диапазоны. Это привело к рождению мультиволновой астрономии, к которой в дальнейшем подключились детекторы нейтрино, космических лучей и гравитационных волн. Так как каждый тип излучения или частиц несет определенную информацию о механизмах их генерации и свойствах наблюдаемого объекта, разнообразие наблюдаемых астрономами феноменов выросло. Началась эра многоканальной астрономии.
Ниже — шесть фотографий самых разных объектов космоса, сделанных в видимом диапазоне волн. Перетащив ползунок вправо можно увидеть, как меняется изображение, если добавить к нему данные наблюдений в инфракрасном, ультрафиолетовом, радио или рентгеновском диапазонах длин волн.
650 световых лет от Солнца
NGC 7293 — это пример конца света в масштабе отдельно взятой звездной системы. Звезда-прародитель Улитки 10,6 тысяч лет назад исчерпала запасы водорода в ядре, стала красным гигантом, расширившись в несколько десятков раз и — развалилась. В центре туманности сейчас находится бывшее ядро звезды, превращающееся в белого карлика, а внешние слои умершей звезды уже «расплылись» друг от друга на расстояние до 2,8 световых года. Что-то подобное через пять миллиардов лет произойдет и в Солнечной системе.
Данные: NASA/CXC; NASA/JPL-Caltech/SSC; NASA/STScI(M. Meixner)/ESA/NRAO(T.A. Rector); NASA/JPL-Caltech/K. Su
Снимок в видимом диапазоне, полученный космическим телескопом «Хаббл» и наземной обсерваторией Серро-Тололо с помощью узкополосных фильтров, позволяет увидеть сложную форму туманности и понять распределение в ней кислорода (синий) и водорода (красный и оранжевый). Однако в полной мере структуру остатка звезды можно оценить, взглянув на мультиволновой снимок. Зеленым и красным цветами на нем показаны данные, собранные инфракрасным космическим телескопом «Спитцер», оранжевым и синим — оптические данные, голубым — данные ультрафиолетового телескопа GALEX и белым — данные, полученные рентгеновским телескопом «Чандра». На нем видны отдельные газовые оболочки, а также множество кометарных глобул — плотных вытянутых сгустков газа, частично ионизированного излучением белого карлика в центре изображения.
7,5 тысяч световых лет от Солнца
Эта звездная система входит в состав области звездообразования в созвездии Киля. В ней две звезды: первая считается одной из самых тяжелых звезд в Млечном Пути — она тяжелее Солнца больше, чем в сто раз — а вторая, скорее всего, является звездой спектрального класса O или звездой Вольфа-Райе с массой около тридцати масс Солнца.
Эти звезды разделяют 225 миллионов километров, а полный оборот вокруг общего центра масс они совершают за 5,54 года. В середине XIX века η Киля пережила Великую вспышку — мощный выброс вещества, скорее всего, вызванный слиянием звезд. В результате вокруг системы образовалась туманность Гомункул. Ученые считают, что система нестабильна и в ближайшие полмиллиона лет может взорваться как сверхновая.
Данные: NASA/CXC; NASA/STScI; NASA/ESA/N. Smith (University of Arizona), J. Morse (BoldlyGo Institute) and A. Pagan
На снимке «Хаббла» в видимом и ближнем ультрафиолетовом диапазоне, η Киля выглядит как яркая точка в центре гантелеобразной туманности. Целиком систему из звезд и облаков газа и пыли разной температуры и плотности можно разглядеть, если к оптическим данным (белый цвет на мультиволновом изображении) добавить данные ультрафиолетовых наблюдений (голубой цвет), показывающих теплый газ, и рентгеновских данных (пурпурный цвет), отмечающих кольцо горячего газа диаметром около 2,3 световых года. Яркие нити на изображении считаются результатом взаимодействия излучения звезды с пылью.
168 тысяч световых лет от Солнца
Вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке стала подарком для астрофизиков. Во-первых, она случилась близко. Во-вторых, она случилась в 1987 году — у ученых уже были хорошие и разнообразные инструменты для ее наблюдения: от детекторов нейтрино, которые первые ее зарегистрировали, до всех прочих телескопов. Взрыв SN 1987A произошел в результате гравитационного коллапса голубого сверхгиганта на окраине крупной области звездообразования, а последующие наблюдения на разных длинах волн позволили проследить расширение и эволюцию остатка сверхновой, внешне похожего на песочные часы.
Данные: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), P. Cigan and R. Indebetouw; NRAO/AUI/NSF, B. Saxton; NASA/CXC/SAO/PSU/K. Frank et al.; NASA/STScI
На снимке в видимом диапазоне видны кольцо и центральная структура, которая, как считают ученые, может содержать в себе нейтронную звезду, образовавшуюся в результате коллапса. Рентгеновские данные (синий цвет на мультиволновом изображении) показывают распределение горячего газа в распространяющейся через кольцо ударной волне, а данные радиотелескопов показывают большое количество пыли в центре остатка.
12 миллионов световых лет от Солнца
«Сигара» М 82 в созвездии Большой Медведицы относится к спиральным галактикам и видна земному наблюдателю почти с ребра. Сейчас галактика переживает вспышку звездообразования, вызванную взаимодействием с галактикой М 81 и начавшуюся несколько сотен миллионов лет назад — в центральной части М 82 найдено почти двести молодых звездных скоплений, а новые звезды в М 82 образуются в десять раз быстрее, чем во Млечном Пути, который за год «переводит» в звезды несколько масс Солнца.
Данные: NASA/CXC; Dietmar Hager, Torsten Grossmann, NASA/STScI
Потоки излучения от массивных звезд и взрывы сверхновых привели к образованию биполярного оттока вещества из галактики, названного сверхветром. Он хорошо виден оптическом спектре: это огромное скопление красноватых нитей. Однако его размер больше, чем кажется на первый взгляд — это подтверждается данными рентгеновских наблюдений, показанных синим и розовым цветами на мультиволновом изображении. Длина выбросов оценивается в двадцать тысяч световых лет.
500 миллионов световых лет от Солнца
Когда астрофизик Фриц Цвикки открыл эту систему в 1941 году, он назвал ее одной из самых сложных структур, ожидающих своего объяснения с точки зрения звездной динамики. Сегодня, благодаря данным наблюдений в разных диапазонах волн, мы знаем, что ESO 350-40 в созвездии Скульптора — это результат лобового столкновения крупной спиральной галактики с ее галактикой-спутником, которое произошло около двухсот миллионов лет назад. Ударная волна столкновения породила мощную вспышку звездообразования в крупной галактике.
Данные: NASA/CXC; NASA/STScI
На оптическом изображении видны обе галактики, составляющие Колесо Телеги (еще одна, в левом нижнем углу, в систему не входит и находится гораздо дальше). Внешнее кольцо крупной галактики состоит из множества молодых звезд, а наблюдения в рентгеновском диапазоне (пурпурный цвет на мультиволновом изображении) показывают, что среди них есть яркие источники излучения — считается, что это двойные системы, содержащие черную дыру или нейтронную звезду. Кроме того, в рентгеновском диапазоне виден горячий газ, который на десятки тысяч световых лет выбросило из галактики при столкновении.
Чудовищно далеко от Солнца
Скопление Abell 2744 в созвездии Скульптора представляет собой результат столкновения по крайней мере четырех скоплений галактик. Оно началось около 350 миллионов лет назад и будет длиться еще очень долго. Все это происходит так далеко от нас, что указывать дистанцию до Солнца бессмысленно — галактики удаляются от нас из-за расширения Вселенной, в настоящий момент мы видим события, которые происходили почти четыре миллиарда лет назад (это число получается, если перевести значение красного смещения скопления Пандоры в световые года). В таких случаях астрофизики оперируют уже временем испускания галактиками излучения, которое мы регистрируем сейчас. Наблюдения на разных длинах волн позволяют построить распределение видимого вещества и темной материи в скоплениях, а также понять механизмы взаимодействия и слияния этих крупнейших объектов во Вселенной.
Данные: NASA/CXC; NASA/STScI
На оптическом изображении видно огромное количество галактик разных форм и размеров, а данные рентгеновских наблюдений (синий цвет на мультиволновом изображении) показывают, как распределяется по скоплению горячий межгалактический газ. Последний составляет всего около 20 процентов массы скопления Пандоры — большая часть массы приходится на долю темной материи.
Александр Войтюк
Оно возникло из-за сильной солнечной вспышки и выброса плазмы
Китайские астрономы сообщили о первом случае регистрации наземного возрастания солнечных космических лучей на Земле, Луне и Марсе. Само по себе событие не было очень мощным и возникло в октябре 2021 года из-за сильной вспышки и коронального выброса массы на Солнце. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters. Когда на Солнце происходят мощные вспышки или корональные выбросы массы, то в гелиосфере наблюдается возрастание интенсивности энергетических частиц солнечных космических лучей (в основном это протоны), которые способны негативно влиять на здоровье астронавтов или электронику космических аппаратов и кораблей. При этом могут возникать события наземного возрастания солнечных космических лучей (GLE-событие), когда ускоренные протоны с энергиями от пятисот мегаэлектронвольт до нескольких гигаэлектронвольт способны достичь поверхности Земли, порождая в атмосфере множество вторичных частиц, что обнаруживается наземными детекторами. Такие события относительно редки, с 1942 года их зарегистрировано 73 штуки. Группа астрономов во главе с Го Цзиннань (Jingnan Guo) из Научно-технического университета Китая опубликовала результаты анализа наблюдений первого случая регистрации наземного возрастания солнечных космических лучей на поверхностях сразу трех небесных тел — Земли, Луны и Марса. Речь идет о событии GLE73, которое произошло 28 октября 2021 года и связано с солнечной вспышкой класса X1.0 и сопровождавшим ее мощным корональным выбросом массы. Ученые рассматривали данные, полученные прибором LND на борту китайской станции «Чанъэ-4» на поверхности обратной стороны Луны, инструментом CRaTER на борту орбитального лунного зонда LRO, детектором RAMIS на спутнике Eu:CROPIS на полярной 600-километровой околоземной орбите, а также детектором RAD на борту марсохода «Кьюриосити». Поскольку Луна не имеет глобального магнитного поля или плотной атмосферы, то солнечные космические лучи могут достигать ее поверхности напрямую, а также взаимодействовать с реголитом, порождая вторичные частицы. У Марса тоже отсутствует глобальная магнитосфера, однако есть тонкая атмосфера, в которой солнечные космические лучи способны терять часть энергии и генерировать вторичные частицы, которые, как и в случае Луны, будут возникать и при взаимодействии первичных частиц с грунтом. В случае околоземной орбиты измеренная общая доза поглощенного излучения от солнечных космических лучей составила 10,474 миллигрей, околомарсианской — 9,186 миллигрей, окололунной — 31,191 миллигрей. На показания детектора RAMIS, скорее всего, влиял тот факт, что он находился за трехмиллиметровым алюминиевым экраном, в то время как CRaTER был наименее экранированным детектором. В случае лунной поверхности измеренная доза поглощенного излучения составила около 17 миллигрей, при этом значение смоделированной дозы составляет около 11 миллигрей. Для поверхности Марса поглощенная доза составила 0,288 миллигрея, при этом наиболее верная по мнению ученых модель дает значение дозы 0,315 миллигрея. Ученые отмечают, что радиационный эффект GLE73 по сравнению с другими GLE-событиями не выглядит очень большим, возможно из-за недостаточной эффективности ускорения частиц во время выброса или вспышки. Считается, что острая лучевая болезнь развивается у человека, если его тело получит дозу выше 700 миллигрей одномоментно или за короткое время. Ни одно из событий типа GLE на Марсе не преодолело этот порог по измеренной дозе, а вот на Луне 12 из 67 событий превысили этот уровень. Для лучшего понимания угрозы таких событий для астронавтов и техники, а также создания более точных моделей, необходимо продолжать мониторинг радиационной обстановки как на Земле, так и в межпланетном пространстве и на поверхности других небесных тел. Ранее мы рассказывали о том, как десять космических аппаратов отследили путешествие солнечной плазмы по Солнечной системе.