Сжевать и не переживать

Подробный гид по тому, как и зачем едят детей

Казалось бы, идея съесть ребенка — да что уж там, другого человека, — как минимум, странна. Но люди иногда едят детей, а если мы обратимся к другим животным, то увидим, что поедание потомства свойственно целой плеяде видов и встречается в самых разных систематических группах. Давайте разберемся, зачем кому-то иногда бывает нужно съесть ребенка.

Если вы пытались разводить хомячков, то могли наблюдать, как молодая мать пожирает свой выводок. Раз это регулярно встречается, значит оно чем-то выгодно. Но чем? Для начала разберемся, что же такое каннибализм и каким он бывает.

Каннибализм – это

В широком смысле, каннибализм – это одна из форм внутривидовой конкуренции, которую практикует более полутора тысячи видов животных. Сам термин, однако, изначально относился только к людям, поедающим других людей, и произошел от имени, которым жители Багамских островов называли обитателей Гаити до Колумба — «caniba». По другой версии, «caniba» – это племена карибу (караибов) с Малых Антильских островов, про которых ходили соответствующие легенды, впрочем, не подтвержденные.

Человек обращается к каннибализму ради выживания — примеры этого хорошо известны. Помимо этого существует и культурно обоснованный каннибализм, когда сам акт наделяется определенным смыслом: грубо говоря, «съешь врага, чтобы получить его силу». Есть также каннибализм, вызванный психическими отклонениями, но это уже совсем другая история.

Но вообще разновидностей каннибализма больше: это и сексуальный каннибализм, и каннибализм ради выживания, и внутриутробный (или зародышевый), и определяемый размерами, и сыновний каннибализм. Всем известный пример сексуального каннибализма – пауки и богомолы, когда самка поедает самца после спаривания, иногда даже во время. Самцы некоторых пауков, в свою очередь, стараются отвлечь внимание партнерши подарком и убежать, сделав свое дело.

Все остальные разновидности каннибализма так или иначе связаны с поеданием детенышей — о них-то мы поговорим подробнее.

Просто подкрепиться

Есть сородичей выгодно с точки зрения удовлетворения потребности в энергии и питании, однако убить взрослую особь своего вида может быть опасно. Детенышей умертвить проще. У насекомых личинки азиатских божьих коровок Harmonia axyridis предпочитают питаться другими личинками своего вида, если качество пищи недостаточно высокое. Азиатские божьи коровки ⏤ прожорливые хищники, поэтому их расселили почти повсеместно для борьбы с вредителями посевов. Однако эти божьи коровки заодно с вредителями интенсивно уничтожают местные виды и за это во многих странах получили статус опасного инвазивного вида.

С другой стороны, не все виды умеют различать детенышей своего вида от мелкой добычи, что случается у рыб (а некоторые наоборот хорошо отличают даже своих отпрысков от чужих конспецифичных), да и амфибии с рептилиями могут отобедать мелкотой, не разбираясь.

Больше своих генов, меньше чужих

Поедая чужое потомство, можно снизить долю чужих генов в популяции и соответственно увеличить долю своих. Сюда можно включить и инфантицид, однако еще не всякий инфантицид заканчивается каннибализмом. Так поступают самцы очень многих видов.

Самый известный пример инфантицида среди млекопитающих – львы. А вот инфантицид, заканчивающийся каннибализмом задокументирован для длинномордых тюленей Halychoerus grypus.

Однако есть много и других ярких примеров среди, например, бесхвостых амфибий. Древолазы, у которых в зависимости от вида и самка, и самец могут охранять икру и головастиков, территориальны, но самцы заходят на чужие участки и с удовольствием лакомятся отпрысками соседей. Любопытно, что самцы древолазов Allobates femoralis при принятии решения, есть или не есть икру и головастиков своего вида, ориентируются именно на то, дома они или нет.

Получить обратно вклад в потомство

Бывает, что дети родились, а кормить их нечем, ресурсов в окружающей среде для полноценного выращивания потомства нет. В таких случаях самки едят своих детенышей, весь выводок или часть, и таким образом повышают шансы несъеденных детенышей на выживание.

В плохих условиях это способ получить обратно вклад в потомство. Часто такая судьба ждет первый выводок, когда мать недостаточно опытна или физически не вполне готова к полноценному выкармливанию. Именно это мы наблюдаем у хомяков.

Кроме того, роды – утомительный процесс, после них требуется отдых и покой, а отправляться на поиски пропитания тяжело и опасно. Поэтому, например, самки мексиканского гремучника Crotalus polystictus (а гремучие змеи живородящи) съедают мертворожденное потомство. На самом деле мертворожденных, слабых и больных детей поедают многие мамы (например, рыжие полевки, мексиканские чечевицы, пауки-волки, жуки-могильщики), выполняя роль естественного отбора на самых ранних этапах и получая обратно хотя бы часть затраченных ресурсов, которые в противном случае получил бы какой-нибудь хищник.

Еще одна, сходная с предыдущей, идея состоит в том, что родители, поедая своих детенышей, создают давление естественного отбора на потомство, что заставляет последних быстрее развиваться. Иными словами, родители избавляются от тех детей, которые слишком долго взрослеют.

Чтобы подрасти

Как уже отмечалось выше, есть особей своего вида выгодно энергетически. Поэтому те дети, которые едят своих братьев и сестер, или других конспецифичных детенышей, будут расти быстрее. Кроме того, удаление слабых потомков из слишком большого выводка позволит оставшимся преуспеть. Поедание сиблингов (потомков того же помета, т.е. братьев и сестёр) популярно среди головастиков и личинок амфибий, в частности показано для длиннопалых амбистом Ambystoma macrodactylum.

Длиннопалые амбистомы размножаются в ручьях и озерах тихоокеанского северо-запада США на высотах до трех километров над уровнем моря, где кроме личинок своего вида растут головастики королевской квакши Hyla regilla, а другой пригодной пищи, как правило, нет. Оказалось, что диета из конспецифичных личинок приводит к более стремительному росту, чем смешанная или основанная на головастиках квакш. Вообще, каннибализм среди всех головастиков распространен, и бывает, что самка специально откладывает неоплодотворенную икру для пропитания головастиков — так делает недавно описанная во Вьетнаме веслоногая лягушка-вампир Rhacophorus vampyrus.

У нее есть специально развитые структуры во рту, похожие на зубы графа Дракулы, для поедания неоплодотворенных икринок. Икру лягушка-вампир прячет в пенные гнезда, которые устраивает в маленьких дуплах.

У обыкновенных песчаных акул Carcharias taurus каннибализм происходит на еще более раннем этапе жизненного цикла — более крупные эмбрионы едят мелких прямо внутри утробы матери! Это пример внутриутробного каннибализма.Хотя у песчаных акул две матки (у акул это задняя часть яйцевода) и в каждой образуется от 16 до 23 яиц, до родов доживает только два акуленка, по одному на каждую матку. Помимо обыкновенных песчаных акул, внутриутробный каннибализм свойственен другим ламнообразным, костистым рыбам, и обыкновенной саламандре.

Повысить привлекательность

Поедание своего потомства — это еще и способ вернуться в репродуктивное состояние и повысить свою репродуктивную привлекательность для особей другого пола. Казалось бы, странно, ведь если дети уже родились, разве не выгоднее вначале их вырастить? Однако, если вы размножились, но сил для выживания и охраны потомства у вас осталось слишком мало, лучше потомство съесть и восстановить ресурс для более успешных попыток размножиться. Малые бычки-бубыри Pomatoschistus minutus так и поступают.

У малых бычков-бубырей самцы строят гнезда, куда самки мечут икру, и затем оставляют на попечение отца. Однако если вокруг самок мало, самцы скорее съедят своих детей, чтобы не растрачивать силы на охрану меньшего количества икры — потому что в гнездо мечут икру все самки, которым приглянулся самец, но если самок немного, то и икры будет, соответственно, мало.

Выходит, есть детенышей может быть полезно по целому ряду причин. Почему же детей не едят ещё чаще?

Почему плохо есть детей

Далеко не все хорошо отличают своих отпрысков от чужих, в таком случае можно случайно съесть вклад в распространение своих генов, что не очень хорошо.

Но есть ещё более весомая причина. Когда ты ешь особь своего вида, риск подцепить от неё какую-то болезнь или получить накопленные токсины, выше, потому что вы биологически схожи. Получается, патогенные микроорганизмы могут регулировать популярность каннибализма на уровне популяций. Так, у еще одной амфибии, тигровой амбистомы Ambystoma tigrinum, есть две формы, обычная и каннибалистическая, и встречаемость второй зависит от количества бактериальных микроорганизмов в водоемах, где они размножаются. Что интересно, помимо самого распространения каннибалистической формы, эти бактерии, видимо, тормозят и появление специальных приспособлений на уровне морфологии.

Известный пример страшной болезни, передаваемой путём человеческого каннибализма – Куру, которой страдают аборигены Папуа Новой Гвинеи. Ритуалы местных жителей предписывают съедать мозг умершего во время похоронной церемонии. А мозг может быть заражен прионами — белками с аномальной структурой, способными превращать подходящие белки живой клетки в себе подобные. Попав в организм каннибала, они начинают распространяться уже в его мозге, и тот постепенно перестает справляться со своими функциями: сначала появляется головокружение и усталость, а заканчивается судорогами по всему телу и смертью.

С другой стороны, если целенаправленно поедать именно своих детей, то все эти проблемы вас скорее всего не коснутся: свои дети, скорее всего, не заразят новыми болезнями, ну а гены вы уже решили приберечь для более подходящего случая.

Как с этим бороться

На самом деле, забота о потомстве и его поедание – две стороны одной медали. Виды, у которых есть хотя бы минимальная забота о потомстве, всячески прячут свою икру, яйца, личинок, детенышей, охраняют их, кто-то вообще переходит к живорождению. Всё это помогает не только защитить их от хищников других видов, но и своих сородичей, включая прожорливых неразборчивых отцов.

Если же речь идет о каннибализме среди самих потомков, то в дело вступает способность узнавать близких сородичей. Так, головастики равнинных лопатоногов Spea bombifrons умеют распознавать родственников и не есть головастиков своей кладки, отдавая предпочтение чужим головастикам. При этом все зависит от степени их голода, если они слишком голодны, любой другой головастик подойдет.

Поедание детенышей – причудливая стратегия, которая, тем не менее, имеет вполне твердые эволюционные предпосылки. Забота о потомстве и его поедание взаимосвязаны, однако среди заботливых родителей больше тех, кто не станет есть своих детенышей даже в условиях крайне неблагоприятных. Есть даже такие, кто скорее будет кормить детенышей собой — самки пустынных пауков Stegodyphus lineatus сами себя переваривают и затем поедаются паучатами. В реальности вариативность присутствует и среди видов, подверженных каннибализму.

Выбор, как мы знаем, есть всегда.

Евгения Соловьева