С новым коронавирусом

Что такое 2019-nCoV и чего от него ждать

В китайском Ухане — самом густонаселенном городе Центрального Китая — зафиксирована вспышка вирусной пневмонии, вызванная новым коронавирусом, который передается от человека к человеку. В среду Всемирная организация здравоохранения соберется на экстренное совещание по этому поводу, поскольку речь идет об опасном штамме, в теории способном привести к эпидемии. Что такое коронавирусы, чем они отличаются от других вирусов и в чем их опасность, мы попросили рассказать профессора вирусологии, заведующего лабораторией в Институте вирусологии имени Ивановского, заместителя директора Федерального научного центра экспериментальной ветеринарии Алексея Забережного.

На сегодня известно, что мы имеем дело с новым типом коронавируса, который так и называется — новый коронавирус 2019 года (2019-nCoV). Люди не впервые сталкиваются с инфекциями, спровоцированными коронавирусами, — вспомним, например, вспышку атипичной пневмонии в Китае в первой половине 2000-х годов.

Но сперва надо коротко напомнить, что такое вирусы вообще и как они функционируют.

Вирусное царство очень разнообразно, разновидностей вирусов больше, чем видов растений и животных. При этом, упрощенно говоря, все вирусы делятся на две группы в зависимости от того, на чем они хранят свою наследственную информацию: на ДНК-вирусы и РНК-вирусы.

Но «жизненная стратегия» у всех вирусов всегда одна и та же: внедриться в клетку, ввести туда свой генетический материал и превратить ее в «фабрику» по производству новых вирусов.

Чемпион среди вирусов

Способности вируса приспосабливаться к ситуации во многом зависят от длины генома. Для вируса размер генома — это его «интеллект», и чем больше геном, тем больше у вируса возможностей отвечать на различные воздействия окружающей среды. Вирусы разрабатывают разные стратегии выживания, и чем больше у них генов, тем менее они уязвимы.

Вирусы с небольшим геномом, как правило, защищаются с помощью прочной оболочки, благодаря которой они могут выжить во внешней среде. Вирусы «поумнее», то есть с большим геномом, «договариваются» с хозяином или ищут себе других хозяев, вызывают хронические заболевания, мутируют (как вирусы гриппа) или повышают заразность — контагиозность (как это делает, например, вирус кори).

Среди РНК-вирусов есть положительные и отрицательные. Положительная РНК непосредственно кодирует белки, а отрицательная — это ее «негативная» копия, которой, чтобы кодировать белки, необходимо получить положительную РНК. Для вируса это лишний шаг: он должен зайти в клетку, скопировать РНК с отрицательной на положительную, и лишь после этого он сможет синтезировать свои белки.

У коронавируса самый большой геном, он чемпион среди среди положительных РНК-вирусов. Поэтому это наиболее коварный вирус среди собратьев по классу.

Коронавирусы, например, долгое время вызывали трансмиссивные гастроэнтериты у свиней, то есть размножались в кишечном тракте — этот вид назвали вирусом трансмиссивного гастроэнтерита свиней. А потом вдруг один из них переключился и начал размножаться в респираторном тракте — и его стали называть респираторным коронавирусом свиней.

Другой коронавирус появился в США в 2013 году, где стал называться вирусом эпизоотической диареи свиней и привел к очень большим экономическим потерям.

Революция в вирусологии

Существует коронавирус, вызывающий инфекционный перитонит у кошек, есть вирус, который вызывает бронхит у кур. Один коронавирус, SARS, способен вызвать атипичную пневмонию, передаваемую летучими мышами (выделен в 2003 году), а другой, MERS, — верблюдами, поэтому его назвали ближневосточным.

От верблюда

Последняя по времени вспышка инфекции, спровоцированная коронавирусом, началась в Саудовской Аравии. Ближневосточный респираторный синдром, вызванный вирусом MERS-CoV (Middle East respiratory syndrome coronavirus) был впервые зафиксирован осенью 2012 года.

С этого момента по 8 октября 2019 года ВОЗ получила уведомления в общей сложности о 2,5 тысячи подтвержденных случаях заражения, из которых 851 закончился смертельным исходом. Всего случаи ближневосточного синдрома были выявлены в 27 странах, но примерно 80 процентов случаев были зарегистрированы в Саудовской Аравии.

Типичные симптомы похожи на SARS — они включают высокую температуру, кашель, одышку. Пневмония является обычным явлением, однако у некоторых людей, инфицированных вирусом, регистрируется отсутствие симптомов. Зафиксированы также гастроэнтерологические симптомы, включая диарею. Смертность среди людей составляет приблизительно 35 процентов.

Вирус, вызывающий ближневосточный синдром, передается человеку преимущественно от инфицированных одногорбых верблюдов-дромадеров, однако возможна передача вируса и от человека человеку.

Подробнее — на сайте ВОЗ.

При этом коронавирус — один из самых непредсказуемых вирусов. Есть вирусы предсказуемые — опасные, но предсказуемые, например вирус африканской чумы свиней. Это ДНК-вирус, один из самых больших ДНК-вирусов, известных нам сегодня.

Сегодня ученые открывают очень много новых вирусов, в вирусологии происходит настоящая революция. Благодаря новым технологиям мы вдруг увидели то, чего раньше не видели, будто кто-то откинул завесу. Оказывается, вирусов гораздо больше и они гораздо более разнообразны, чем мы думали раньше.

В результате изменилась даже классификация вирусов. Прежде вирусы называли в зависимости от того, как они выглядят под микроскопом. К примеру, коронавирус называется так потому, что под электронным микроскопом у него видны особые шипики, а на них шарики, как у короны.

Ротавирус — потому что круглый, парвавирус — потому что маленький, и так далее. Теперь же вирусы будут обозначаться буквенно-цифровыми кодами, так вирусов становится слишком много.

Опасные штаммы

Коронавирусы — наши старые знакомые, в частности, они провоцируют насморк вместе с целым букетом вирусов, в том числе респираторно-синцитиальным вирусом человека, вирусом парагриппа, аденовирусами. Все вместе они могут вызвать ОРВИ.

Обычно коронавирус действует достаточно мягко. Ни один вирус, в принципе, не может позволить себе уничтожить организм-хозяин, поэтому всегда «договаривается» с ним. Именно по этой причине не бывает такой эпидемии, которая не оставила бы выживших.

Но в некоторых случаях за счет мутаций появляются по-настоящему опасные штаммы. Такой вирус приобретает атипичные и патогенные свойства — неудивительно, что люди бывают так встревожены его появлением. Именно к их числу принадлежит и 2019-nCoV.

По данным испанских коллег, геном нового коронавируса на 80 процентов совпадает с геномом вируса, провоцировавшего атипичную пневмонию. В настоящее время ученые делают генно-инженерный вирус, с помощью которого будет создаваться вакцина.

По информации британских эпидемиологов, 217 человек с новым коронавирусом госпитализировано, 6 умерло, 36 находятся в тяжелом состоянии. Исходя из статистики заражений, теоретически на сегодня может быть заражено уже около 2000 человек.

Впрочем, глобальной эпидемии он вызвать, скорее всего, не сможет. Последняя по-настоящему катастрофическая вирусная эпидемия, вспыхнувшая в 1918 году, — печально знаменитая «испанка» — убила больше людей, чем осталось лежать на полях Первой мировой войны. Но «испанка» появилась в ситуации, когда еще никто ничего не знал о гриппе, популяция не обладала средствами для производства вакцины и была практически беззащитна.

«Атипичка»

Последняя крупная вспышка инфекции, спровоцированная коронавирусом, началась в Азии осенью 2003 года. В прессе ее прозвали эпидемией атипичной пневмонии, а медики именовали тяжелым острым респираторным синдромом (Severe Acute Respiratory Syndrome, SARS). Сам вирус получил обозначение SARS-CoV.

Эпидемиологическое расследование показало, что человек впервые заразился этим вирусом в Китае в 2002 году — от дикой циветы, хищника семейства виверровых. По данным ВОЗ, за время эпидемии в 30 странах мира было зарегистрировано более 8,4 тысячи случаев заболевания, погибло более 900 человек. Больше всего жертв было в Китае (почти 350 случаев) и в Гонконге (около 300 случаев).

Инфекция передавался воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем, но на относительно короткое расстояние — чтобы вирус смог попасть в организм, необходимо было оказался на расстоянии не более 10 сантиметров от носителя. Кроме того, выяснилось, что вирус может жить вне носителя около 3-6 часов.

Болезнь начиналась с лихорадки (температура тела поднималась выше 38 градусов Цельсия), головной боли, дискомфорта. Около 20 процентов пациентов страдали от диареи. Через несколько дней у большинства пациентов начиналась пневмония. Распространение инфекции сдерживали карантинными мерами. ВОЗ официально объявила о конце вспышки в 2004 году.

Вакцинацией и карантином

Сейчас же новый коронавирус активно изучают в лабораториях. Например, уже производят коронавирусы одного цикла размножения — то есть он способен попасть в организм и даже один раз размножиться, но затем инактивируется. Практически, это настоящая вакцина — благодаря его присутствию организм учится вырабатывать имунный ответ.

Но главный способ борьбы с 2019-nCoV, как и в случае с SARS, — не вакцинация, а медико-санитарные мероприятия, карантин. К счастью, он не обладает высокой контагиозностью, поскольку в основном передается от животных к человеку и не слишком приспособлен для передачи от человека к человеку.

В этом его отличие от куда более контагиозных вирусов. Если, например, человек с корью войдет в автобус, то каждый его пассажир получит вирус кори. Та же ситуация с вирусами гриппа или оспы. В случае с коронавирусом это не обязательно так.

Тем не менее, считать его совсем безопасным не следует. Во-первых, неизвестно, насколько хорошо справится с ним конкретный организм, а во-вторых, коронавирус продолжает оставаться коварным: может менять тканевую специфичность (скажем, из кишечной формы превратиться в респираторную), может менять круг хозяев.

Наконец, коронавирус может менять свою поверхность, и в этом случае мы не сможем определить его по антителам. Словом, речь идет о вирусе, который не оставит эпидемологов без работы — им всегда будет чем заняться.

Алексей Забережный