Прощай, Возможность!

NASA оставило попытки связаться с марсоходом «Оппортьюнити»

NASA официально объявило, что прекращает попытки восстановить связь с марсоходом «Оппортьюнити». Марсоход перестал отвечать на запросы с Земли в июне 2018 года, после того как над Красной планетой прошла глобальная пылевая буря. «Оппортьюнити», чье название переводится как «благоприятная возможность», опустился на поверхность Красной планеты в январе 2004 года, и инженеры рассчитывали, что он проработает всего 90 солов (марсианских суток, один сол ненамного превышает земные сутки) и проедет около тысячи метров. В результате «Оппортьюнити» отработал почти 5111 солов, преодолев за это время 45 километров. Научные данные, собранные марсоходом, имеют исключительную важность для современных представлений о Марсе. Вспоминаем наиболее яркие моменты одиссеи «Оппортьюнити».

Два близнеца-марсохода, «Спирит» и «Оппортьюнити», прибыли на Марс 3 и 24 января 2004 года. «Спирит» проработал в 20 раз дольше запланированных 90 марсианских суток, а его собрат стал самым долгоживущим аппаратом на поверхности Марса.

Набор научных приборов на аппаратах был относительно скромным по сравнению с их последователем «Кьюриосити» — панорамная и несколько навигационных камер, три спектрометра, предназначенные для изучения свойств минералов, магниты для сбора частиц с высоким содержанием железа, камера для макросъемки и скребок для очистки образцов. Однако с помощью этих инструментов марсоходы смогли рассказать очень многое о геологическим прошлом и настоящем Марса.

«Спирит» и «Оппортьюнити» выяснили, что в прошлом на Марсе было довольно много воды, причем в отдельных районах она была не кислотной, а нейтральной. Они нашли также следы древних вулканов и горячих источников и помогли ученым понять, что в прошлом климат на Марсе был в целом значительно более теплым и влажным. Это означает, что в прошлом планета могла быть пригодна для жизни, на ней могли существовать микроорганизмы.

Этот первый шаг позволит ученым уже прицельно искать следы древней жизни, а может быть, и те места, где она могла сохраниться до сегодняшнего дня.

Остатки жаропрочного щита из алюминия, укрывавшего «Оппортьюнити» от температуры свыше тысячи градусов Цельсия при прохождении через атмосферу Марса. При падении щит диаметром 2,65 метра вывернулся наизнанку и деформировался. Снимок сделан марсоходом на 335 день его пребывания на Красной планете, с расстояния примерно десять метров.

Главный метеоролог

За время работы на Марсе «Оппортьюнити» собрал огромный объем данных о погоде: о марсианских облаках и пыли, о колебаниях прозрачности атмосферы и о том, как это влияет на выработку энергии солнечными батареями. Эти данные очень пригодятся будущим исследователям Марса.

Следы, оставляемые колесами марсохода, показывают, что «Оппортьюнити» мог сам выбирать для себя оптимальный маршрут с помощью программы Field D-star, которую инженеры NASA загрузили в него с Земли в 2006 году. Эта программа позволяла марсоходу заранее планировать свои передвижения, а не реагировать на каждое внезапно возникшее препятствие, как прежде, отползая назад и пробуя продвинуться вперед под другим углом. На фотографии видно, что «Оппортьюнити» заложил вираж радиусом 15,8 метра.

Железные ягоды

Буквально через пару месяцев после посадки марсоход «Оппортьюнити» нашел «ягоды» из минерала гематита, состоящего в основном из оксида железа.

Сферические темно-серые зерна, которые ученые назвали «черникой», были обнаружены на поверхности слегка вдавленного камня (его назвали «ягодной чашей»). Мессбауэровский спектрометр показал, что «ягоды» содержат много железа и резко отличаются по составу от соседних камней.

На Земле такие кристаллические зерна гематита формируются в основном в среде с высоким содержанием влаги. Это означает, что на плато Меридиана, где находился марсоход, в прошлом была вода, более того, в этой воде содержалось много железа.

По мнению ученых, зерна гематита попали на поверхность из геологического обнажения по соседству, которое, видимо, содержит слои, сформировавшиеся в эпоху влажного Марса. Возможно, такие ягоды залегают под поверхностью на всей равнине Меридиана.

На самом деле этот снимок — пример визуального эффекта, полученного специалистами NASA с помощью технологий визуализации, заимствованных у Голливуда. Вы видите деталь фотореалистичной модели, сфотографированной на Земле, снимок которой был наложен на участок в кратере Индевор, смонтированный из серии снимков, выполненных панорамной камерой «Оппортьюнити». Визуализации подобного рода дают зрителям эффект «виртуального присутствия».

«Оппортьюнити» миновал этот относительно свежий кратер в апреле 2017 года, на 45 годовщину посадки на Луну американской экспедиции «Аполлон-16». По этому поводу инженеры NASA дали кратеру имя Орион — в честь лунного модуля в составе «Аполлона». Диаметр кратера составляет около 27 метров. Судя по тому, что его стенки еще почти не разрушены, ученые датировали его происхождение чуть более чем 10 миллионами лет назад. Кратер Орион расположен с запада от кратера Индевор — диаметр последнего составляет 22 километра, а возраст превышает 3,6 миллиарда лет.

Коллекционер кратеров

Марсоход «Оппортьюнити» за 15 лет путешествий посетил и исследовал более 100 ударных кратеров на Марсе. Эти данные позволили ученым понять, как формируются кратеры и как они меняются под действием эрозии.

Этот панорамный снимок сделан с точки под названием «Пиллинджер-Поинт» на западной гряде кратера Индевор. Восточный край кратера виден на горизонте. Цвета на этом снимке искусствено усилены, с тем чтобы различия минералов на поверхности были лучше различимы. «Пиллинджер-Поинт» получил название в честь Колина Пиллинджера, главного инициатора британской миссии, завершившейся неудачной попыткой высадить на Марс спускаемый аппарат «Бигль-2». Колин Пиллинджер скончался в 2014 году.

Марсианская глина

В мае 2013 года «Оппортьюнити» исследовал необычный камень — фрагмент относительно светлой породы, получивший собственное имя Эсперанса ('Esperence').

Марсоход обработал один из его участок с помощью специальной щетки, чтобы убрать поверхностные отложения, а затем изучил его химический состав с помощью рентгеновского спектрометра. Данные, собранные прибором, показали, что в составе камня преобладают алюминий и кремний, а кальция и железа меньше, чем в других минералах, изученных марсоходом до этого.

Ученые отмечают, что этот состав похож на земную глину и такие минералы должны формироваться в условиях интенсивного воздействия воды. При этом глинистые минералы формируются в присутствии воды с низкой кислотностью, и это означает, что окрестности кратера Индевор в прошлом были вполне пригодны для микробной жизни.

Гряда Рочпорт на западной стороне кратера Индевор. Цвета на этом панорамном снимке искусственно усилены. На склоне гряды видны желобы или высохшие русла — между двумя темными массивами слева. Возможно, много лет назад их проделали вода, лед или ветер. Название Рочпорт гряда получила в честь одноименного американского города на берегу реки Миссури.

Гипсовые вены

В конце 2011 года марсоход обнаружил в районе кратера Индевор жилы из светлого минерала, предположительно гипса. По мнению ученых, эти отложения были оставлены водой, которая текла сквозь трещины в камне.

Эти жилы имели ширину около 1-2 сантиметра и длину примерно 40-50 сантиметров. Исследование с помощью рентгеновского спектрометра и других приборов показало, что они состоят в основном из кальция и серы, причем соотношения долей этих веществ указывало на почти чистый сульфат кальция.

Сульфат кальция может существовать в разных формах, в зависимости от того, сколько воды связано в кристаллической структуре этого минерала. Данные, полученные с помощью камер марсохода, позволяют сказать, что это гипс — сульфат кальция с большим содержанием воды.

Ранее ученые уже регистрировали присутствие гипса на поверхности Марса, но только с помощью «Оппортьюнити» удалось увидеть его там, где он образовался. Вероятнее всего, жилы из гипса возникли, когда вода вымывала кальций из вулканических пород. Кальций соединялся с серой вулканических газов, и сульфат кальция осаждался в подземных трещинах в скальных породах, а затем за счет эрозии оказался на поверхности, где его и «увидел» марсоход.

Высокая концентрация сульфата кальция может указывать, что в этом районе кислотность воды была ниже, чем в других, а значит, среда здесь была более благоприятна для жизни.

Это снимок сделан уже внутри кратера Индьюиренс — на его дне «Оппортьюнити» обнаружил песчаные дюны. Их извилистые борозды поднимаются не более чем на метр в высоту. Такие дюны часто встречаются на поверхности Марса, и ученые надеются, что данные, собранные марсоходом, помогут лучше понять их состав и строение. Кстати, прежде чем направить «Оппортьюнити» к дюнам, инженеры на Земле тщательно изучили прилегающий склон из опасения, что марсоход не сможет выбраться из кратера.

«Теневой автопортрет» марсохода, сделанный в лучах Солнца. «Оппортьюнити» спускается в кратер Индьюренс. Снимок сделан на 180-е марсианские сутки (или солы) в ознаменование того факта, что первоначально намеченный срок миссии — 90 солов — был превышен вдвое. Это случилось в августе 2004 года, и тогда еще никто не предполагал, что марсоход проработает до середины 2018 года.

Луноход «Чандраян-3» прислал снимки с поверхности Луны