Не забудьте поздравить

Какие божества родились на зимнее солнцестояние?

Действительно ли Рождество празднуют в самую длинную ночь Северного полушария? С чем связан этот обычай и когда он был установлен? И много ли тех, кто празднует свой день рождения вместе с Иисусом Христом? Читайте об этом в нашем рождественском тексте.

Дни рождения отмечали в Египте уже в III тысячелетии до нашей эры, правда, не обычных людей, а фараонов. О дне рождения фараона упоминает, например, Библия (Быт. 40:20). В первые века после появления христианства вплоть до начала Реформации дни рождения не праздновали. Богословы трактовали мир земной как юдоль испытаний, через которую каждому суждено пройти, чтобы достигнуть мира горнего. В этой связи часто вспоминали строки из Екклезиаста «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (7:1).

День рождения Сына Божьего не был установлен до IV века: рождение Иисуса не казалось его современникам настолько важным событием, чтобы сохранять этот день в памяти. Например, Евангелие от Марка начинается сразу с крещения. О солнцевороте, который мог бы служить подходящей датой, задумались не сразу. Одним из соображений, в частности, было такое: поскольку Иисус был зачат в годовщину сотворения мира, а она приходится на Пасху, то естественно, что родился он в конце декабря.

После сотни лет споров Рождество все-таки связали с зимним солнцеворотом. Двадцать пятого декабря 380 года Григорий Богослов произнес проповедь в Константинополе, назвав этот день «праздником явления Бога, или Рождества Христова: используются оба имени, оба названия даны единой реальности...».

Однако за четыре с лишним столетия, что прошли на тот момент со дней Юлия Цезаря, который установил юлианский календарь (в 46 году до нашей эры), тогдашняя дата солнцестояния (25 декабря) сместилась на четыре дня — на 21 декабря, поэтому день Рождества с самого начала не совпадал с астрономическим зимним солнцестоянием.

С введением григорианского календаря в 1582 году в Западной Европе ситуация стала еще сложнее, подробнее об истории появления нашего повседневного календаря читайте в нашем материале «Все врут календари».

Для чего же все-таки надо было подтягивать Рождество к солнцестоянию? Дело в том, что жители Ближнего Востока и прилегающих к нему регионов с глубокой древности праздновали рождение младенца-надежды в день начавшегося воскрешения зимнего солнца.

Общая канва этих сюжетов выглядит так: претендующий на главенство в пантеоне молодой бог, часто связанный с богиней-матерью, трагически погибает, а затем чудесным образом воскресает. Это настолько распространенный сюжет, что к середине XX века толкование и переосмысление его перипетий сделалось своего рода спортом среди гуманитарных мыслителей. Свои интерпретации в разное время успели предложить Джеймс Фрэзер, Мирча Элиаде, Карл Юнг и Алексей Лосев.

Наверное, самая влиятельная и популярная версия опубликована в «Золотой ветви» Фрезера. Отец британской антропологии возводит зарождение этого сюжета ко времени распространения земледелия с Плодородного полумесяца в глубь Евразии. Его натуралистическое объяснение представляет божеств персонификациями сезонного растительного цикла, а воскресающего бога — символом Солнца.

Итак, кто эти боги, чье рождение тоже связано с днем зимнего солнцестояния?

Гор

Самые древние письменные источники из числа дошедших до нас рассказывают о Горе (Хор или Хорус в реконструкции египетского произношения), божестве египетского пантеона. Он родился под звездой Сириус, в присутствии троих свидетелей, в день зимнего солнцестояния. Этому предшествовали драматические события.

Будущая мать Гора Изида (Исет) и его единокровный брат, Анубис (Инпу), разыскали в камышах мертвое тело бога Осириса (Усир), убитого родным братом Сетом. Изида, оплакивая мужа, внезапно обнаружила, что тело Осириса мертво не вполне, и сумела зачать сына. Умный Анубис помог ей собрать и похоронить останки Осириса, и о том, что случилось между мертвецом и его женой, никому ничего не сказал.

Дело в том, что конфликт между богами начался с того, что жена Сета, Нефтис (Нефет), родила Анубиса от Осириса. Сет некоторое время считал, что отомстил и победил — до тех пор, пока родившийся на солнцеворот солнечный ястреб Гор не доказал ему, что это большая ошибка. Сет пытался взять над Гором верх, вырвав у него глаз, а затем хотел изнасиловать племянника, но у него ничего не вышло. 

Когда же Сет был окончательно побежден Гором в честном бою, то Осириса воскресили и он стал править миром мертвых. А вырванный глаз Гора сделался целительным талисманом. И, кстати, с тех пор Луна бледнее Солнца, потому что левым глазом Гор видит плохо.

Думузи (Адонис)

Чуть севернее Египта, в Месопотамии, существовал культ прекрасного, весьма эротически одаренного охотника и пастуха Думузи-Таммуза, которого любила богиня Инанна (Иштар). Считается, что Думузи также был рожден на солнцеворот.

Думузи, он же Таммуз (аккадская и древнееврейская форма шумерского имени) — добрый пастырь, сохранились его изображения в окружении мирного стада овечек. Но однажды весной Думузи отправился на охоту, где его растерзал дикий зверь. Инанна нашла мертвое тело и через неделю рыданий (а еще ей пришлось спуститься в ад и долго, рискуя жизнью, торговаться с Госпожой Смертью Эрешкигаль) воскресила возлюбленного.

Есть, правда, вариант легенды, где измученная Инанна, еле вырвавшись из страны Эрешкигаль, возвращается домой, а Думузи там сидит и пирует, как ни в чем не бывало! Тут-то она и отправила его самого в страну мертвых.

Более близкой по времени к нам является древнегреческая версия этой истории, где героев зовут Афродита и Адонис, и именно эту версию воспели Сапфо и Овидий. Хотя обычно генетическую связь между мифологическими героями проследить нелегко, у этого родства есть множество доказательств. Например на знаменитой бронзовой скульптуре Адониса герой не просто одет на аккадский манер, но и своей позой отсылает зрителя к образу Таммуза.

Аттис

История Аттиса, еще одного прекрасного юноши, рожденного в солнцеворот (и, заметим, непорочно зачатого), заканчивается не воскрешением его в весенние дни, а плачем по его смерти и согласием богов на то, чтобы тело Аттиса оставалось нетленным, а также чтобы мертвый Аттис мог двигать мизинцем.

Почитался Аттис в культе Кибелы, который пришел в Рим с территории современной Турции. Именно благодаря тому, что Аттиса и Кибелу почитали в Риме, описание их жутковатой истории дошло до наших дней.

Аттиса (заметим, погибшего во время весеннего равноденствия) погубил не дикий зверь и не муж-ревнивец, а влюбленная в него демоническая родственница. Кем приходится Аттису демоница Агдитис, сказать сложно. Демона по имени Агдитис непонятно зачем (причины до нас не дошли) родила богиня Кибела, и Агдитис был(а) похотливым двуполым демоном, причинять вред которому было крайне опасно.

Боги и земные существа долго терпели выходки Агдитис, пока Дионис не придумал привязать спящему демону к ноге и причинному месту крепчайшую тонкую нитку. Демон дрыгнул ногой — и остался только с женской сутью, а из того, что оторвалось, выросло дерево, от цветка которого забеременела невинная девушка, позже родившая Аттиса.

Когда юноша повзрослел, Агдитис немедленно влюбилась в него. Аттис же не ответил на эту страсть и предпочел смерть демоническим ласкам. (Существуют и более поздние версии, где нет никакой демоницы, а безуспешно пристает к юноше сама Кибела, но они представляют собой литературные интерпретации римских историков.)

Аттис, в отличие от Таммуза, считается божеством не столько охотников, сколько земледельцев и так же, как Осирис, отец Гора, своей смертью символизирует умирающее в пашне зерно. И так же, как Таммуза, его приветствовали на зимний солнцеворот и оплакивали на весеннее равноденствие.

Митра

И наконец, последний из цепочки дохристианских мальчиков, рожденных в солнцеворот, — иранский бог Митра, почитание которого на Востоке дошло до Индии и было зафиксировано в «Ригведе», а на Западе руины храмов Митры (они назывались митреями) находят даже на Британских островах.

Характер Митры сильно отличается от Таммуза и Аттиса — он боец, а не жертва. Митра не погибает, хотя и рискует жизнью. Он сражается с огромным быком, побеждает его, из шкуры делает землю для людей, а мясом кормит голодных и устраивает пир для Отца-Солнца.

Культ Митры принесли из Персии и распространили по Европе римские легионы — Митра был богом, которому поклонялись военные. У Митры был бог-отец, отождествляемый с Солнцем, а во времена Марка Аврелия уподобляемый Юпитеру, так что у самого Митры, тоже почитавшегося в качестве Непобедимого Солнца, над головой часто изображалась лучистая корона.

Культ Митры примечателен еще и тем, что в нем в принципе нет ни одного женского персонажа. Даже родился Митра под лучами бога-отца из камня. В таинствах и богослужениях митраизма участвовали исключительно мужчины.

К сожалению, большая часть культа была тайной, передававшейся из уст в уста от посвященного к посвященному, поэтому очень многие из сохранившихся в митреях изображений остаются загадочными. Неизвестно, почему в них встречается человек с оскаленной львиной пастью, что означают животные, вместе с Митрой нападающие на быка, и так далее.

Судя по записям историков первых веков нашей эры, в Риме около столетия не было очевидно, какой из культов возьмет верх — христианство или митраизм. Похоже, в этом соревновании победили не епископы (в митраизме они тоже были) и не императоры, склонявшиеся то к одной, то к другой вере, — а матери. Поскольку женщин-митраисток не существовало в принципе, христианки передали веру своим детям более успешно.

Уицилопочтли

Разумеется, солнцестояние замечали и праздновали не только на Ближнем Востоке и в его окрестностях. В истории Америки также сохранился один именинник, появившийся на свет вместе с новым светилом — кровожадный солнечный бог Уицилопочтли (правда, большой вопрос, согласятся ли Адонис, Митра и Аттис сесть с ним за один стол).

«С этим временем — месяц Панкецалистли (7-26 декабря) связаны ритуалы в честь бога-патрона мешиков (астеков в узком смысле слова) Уицилопочтли. Именно в этот месяц (чаще всего говорится, что в последний день) Уицилопочтли и родился. В самой распространенной версии мифа, кстати, чудесным образом. Так что Берлиоз (не композитор) был не так уж и неправ, сближая “грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике” с Христом. Месяц заканчивался человеческими жертвоприношениями», — рассказал N + 1 Дмитрий Беляев, сотрудник Мезоамериканского центра имени Кнорозова (РГГУ).

В ацтекской традиции человеческие жертвоприношения были заботой о слабеющем, больном Солнце, которое надо поддержать жизненной силой, чтобы оно наконец начало (после солнцестояния) выздоравливать.

Уицилопочтли, чье имя переводится как «колибри-левша», по нашим представлениям, довольно неприятный бог: он отвечал не только за солнечный свет, но и за войну, а также был славен тем, что, едва родившись, убил множество своих родственников.

Аматерасу

И наконец, в число богов, празднующих зимнее солнцестояние, стоит включить одну участницу женского пола. Прекрасная японская богиня Аматерасу не рождена на солнцеворот, но появилась на свет именно в этот день.

Дело в том, что солнечная богиня, обиженная братом-океаном, синтоистским богом ветра Сусано-О, долго пряталась в пещере. Люди и боги устали от темноты, но никакие уговоры не действовали на затворницу. Наконец хитрая богиня Узуме придумала повесить возле выхода из пещеры большое зеркало, собрать огромную кричащую толпу и объявить: «Мы нашли новую богиню Солнца, еще лучше прежней!»

Аматэрасу не утерпела и выглянула одним глазком. Увидев в зеркале удивительную красавицу, она вышла наружу, чтобы рассмотреть ее… Ну, и уже не стала возвращаться в пещеру, чем обрадовала всех присутствующих. Выход Аматерасу из пещеры в Японии празднуют и по сей день.

Таким образом, в день солнцестояния за праздничный стол садится сразу целая компания именинников в разных концах света.

Анна Михеева
Елизавета Власова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Инфекционный артрит вызвал хромоту у древнего китайца

Палеопатологи исследовали останки индивида, жившего во времена династии Западная Хань

Палеопатологи исследовали останки индивида, жившего во времена династии Западная Хань (202–8 годы до нашей эры). Они принадлежали взрослому мужчине, рост которого составлял чуть больше 150 сантиметров. По всей видимости, еще в детстве он пострадал от инфекционного артрита, который привел к развитию патологий в тазобедренном суставе, остановке роста бедренной кости и, как следствие, к хромоте. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале International Journal of Paleopathology.