Проект AMAZONAS — о том, как индейцы тикуна отстояли право на собственную землю
Фотожурналисты Александр Федоров и Елена Срапян провели несколько месяцев в южноамериканской сельве, документируя жизнь местных индейцев. Их проект получил название AMAZONAS. В этом выпуске они рассказывают о трудном прошлом народа тикуна, обитателей берегов Амазонки, и публикуют фотографии, дающие представление о том, как тикуна живут сегодня. За новостями проекта вы можете следить по телеграм-каналу @badplanet, также вы можете подписаться на инстаграм Александра и Елены.
Двадцать восьмого марта 1988 года четырнадцать вооруженных мужчин сошли на берег в Капасете — крошечном индейском поселке на Амазонке, недалеко от западной границы Бразилии. В это же время в Капасете собрались индейцы тикуна — они обсуждали демаркацию земель, предложенную Национальным фондом по делам индейцев FUNAI. В окрестностях городка Бенджамин Констант, рядом с которым и находился Капасете, фермеры и лесорубы отнеслись к инициативе властей крайне враждебно. Особенно не понравилось это решение Оскару Алмейде Каштелу Бранку — главному продавцу древесины в регионе.
Тикуна из разных деревень — Бом Пастор, Сао Леопольдо, Порто Эспиритуаль и Ново Порто Лима — прибыли на встречу безоружными. Они понимали, что в сложившихся условиях демаркация земель грозит им полным уничтожением — и собрались, чтобы обсудить стратегию выживания. Особенно ждали двух лидеров общин, которые отправились в FUNAI за советом. Но собравшимся не суждено было с ними увидеться: нанятые Оскаром Бранку боевики, надев маски, ворвались в дом и начали стрелять. Пять человек были убиты на месте, еще десять – выброшены ранеными в Амазонку. Двадцати три человека смогли сбежать и обратиться за помощью в ближайшую больницу. Всего пострадали тридцать семь человек.
Только в 1994 году Управление федерального прокурора переквалифицировало статью, по который судили нападавших, с «убийства» на «геноцид». Организатор преступления Оскар Бранку, осужденный в 2001 году, был полностью оправдан в 2004-м. Остальным осужденным сократили сроки заключения с 15-25 до 12 лет. Протесты народа тикуна и средств массовой информации не смогли повлиять на решение суда.
Тикуна — самое многочисленное племя в Бразильской Амазонии, их численность, по разным оценкам, достигает 50 тысяч человек. Они живут в самом сердце региона — на берегах реки Солимоес, которую мы называем Амазонкой. И это приносит им очень много проблем.
Тикуна жили у главной артерии Амазонской низменности не всегда: когда-то берега истоков Амазонки и одного из крупнейших ее притоков — реки Напо населял народ омагуа. Их территория начиналась в джунглях современного Эквадора и тянулась до самого Манауса, тогда еще не основанного. Язык омагуа исследователи относят в группе тупи-гуарани, крупнейшей среди амазонских языков. Развитый, утонченный народ с яркой культурой, омагуа были пытливыми исследователями — на своих каноэ они проходили сотни километров, заселяя все новые и новые земли.
С самого начала Амазония воспринималась и португальцами, и испанцами как источник ценных природных ресурсов. Для их добычи нужен был принудительный труд. Чем больше разрасталась инфраструктура, — появлялись христианские миссии, вырубки каучука, поселки и затем города, — тем быстрее росла потребность в строительстве и транспортировке, а всем ручным трудом в новых империях занимались рабы из числа коренного населения. К середине XVIII века многие истощенные завезенными болезнями и многовековым рабством народы уже исчезли, кто-то бежал дальше в леса, а другие, как омагуа, были поглощены населением городов и поселков, выросшим на берегах основных рек.
В 1645 году началось воцерковление кланов омагуа испанскими иезуитами, а в 1650 году разразилась первая массовая эпидемия оспы. С 1732 по 1776 год тянулись конфликты между испанцами и португальцами в попытках установить границу между владениями — и в ходе этих конфликтов гибли те омагуа, которые еще оставались в живых. К концу XVIII века упоминания об омагуа стали исключительно точечными, а оставшиеся представители племени предпочитали считать себя «кабоклос» — так в Бразилии называют метисов, нынешнее большинство в Амазонии, — чтобы избежать дискриминации и насилия.
Несколько семей омагуа все еще живут на территории Бразилии (где они известны как племя камбеба), но народ, который когда-то насчитывал десятки тысяч человек, перестал существовать.
В европейских документах племя тикуна впервые упоминается в 1641 году: историк экспедиции Педро Тейшейра из Белена в Кито Кристобаль д'Акуна описывает их как основных врагов омагуа в районе реки Путумайо. Немецко-бразильский антрополог Курт Нимуендажу в книге «Тикуна» (1952) поясняет, что берега Ики и Путумайо занимали племена араваков — мариате, юмана и пасе, к западу общины тикуна теснили ягуа и пеба. Так что тикуна при первой же возможности воспользовались уничтожением сильного соперника в лице омагуа и мигрировали из сельвы Путумайо ближе к берегам Амазонки. Но жизнь на берегах главной артерии региона не могла быть спокойной: к XIX веку тикуна, ранее не подвергавшиеся влиянию европейцев, тоже оказались втянутыми в колониальные дела.
До верховий Амазонки быстро добралась война с Парагваем: в преданиях тикуна до сих пор упоминаются «вараваю» — так индейцы называли бразильских военных, которые обшаривали деревни в поисках рекрутов. Тикуна оказывали вооруженное сопротивление, но это не помогало: молодых мужчин все равно забирали в армию. Один из солдат, вернувшись домой, привез оспу — так началась первая массовая эпидемия в племени.
В 1839 году американский изобретатель Чарльз Гудьир изобрел процесс вулканизации — превратил хрупкую природную резину в эластичный и прочный материал, который можно было использовать в промышленности. Амазонию захватил каучуковый бум, а для тикуна началась эпоха рабства и эксплуатации. В каждом поселке появился авторитарный патрон, которого наделяли властью, деньгами и оружием окрестные землевладельцы, – в то время, когда Курт Нимиуендажу писал книгу про тикуна, патроны все еще существовали. Именно они разрушили традиционный уклад жизни многих деревень, заставляя индейцев вместо общинного дома — малоки селиться по одному вдоль берегов рек и собирать каучук.
В 1906 году в Амазонию отправился британский дипломат Роджер Кейсмент: его интересовало, как ведет дела британско-перуанская компания Amazon Rubber Co. Нарушения прав человека и раньше привлекали внимание консула: в 1905 году он стал известен благодаря так называемому «Отчету Кейсмента» — расследованию преступлений бельгийской короны в Конго.
«Без сомнения, все 530 индейцев должны были приносить по 30 килограммов каучука каждые три месяца, и если нет — их ждали наказания или убийства <...> Сдав каучук, человек снова исчезал на пути к своему лесному жилищу, чтобы немедленно начать собирать сырье снова. Если он не уложится в норму, его ждет порка или дни в колодках из дерева. Такая, мягко говоря, система. В конце fabrico (цикл сбора каучука — прим. авт.), который насчитывал пять таких сборов, он получал не плату за 30 килограммов, и даже не информацию о точном количестве собранного каучука, а некий «аванс» для следующего fabrico: работника записывали в «книги» коммерческого предприятия, как должника фирмы. Его не спрашивали, хочет ли он распорядиться авансом именно так: работник был уже счастлив просто уйти целым и невредимым, вместе с женой и дочерью», — написал Кейсмент в своем «Амазонском журнале».
После выступления Роджера Кейсмента перед правительством Великобритании разразился международный скандал, и правительству Перу было поручено провести собственное расследование. Зимой 1911 года консула снова отправили в район Путумайо — проверить, что изменилось. Уже 17 марта в докладе британскому министру иностранных дел Кейсмент подробно рассказал о том, как индейцев продолжают пытать:
«Мужчины, женщины и дети были заключены в них (колодки — прим. авт.) на нескольких дней, недель и часто месяцев... Целые семьи <...> находились в тюрьмах — отцы, матери и дети, и сообщалось о том, что люди все время умирают: либо от голода, либо от ран, вызванных поркой. Дети были рядом — смотрели, как в страданиях умирают их родные».
После второго доклада Кейсмента компания была повержена: в 1913 году ее закрыли решением суда. Многие сотрудники Amazon Rubber Co. бежали из региона. Именно они контрабандой вывезли черенки каучукового дерева и начали выращивать гевею в юго-восточной Азии, в колониях Британской империи. Это было началом конца величия Икитоса — второй каучуковой столицы джунглей, в дне езды от которой начинались земли тикуна.
В 1942 году в верховьях Амазонки впервые появился пункт Службы по защите индейцев, предшественников FUNAI. Но потребовалось еще сорок лет, чтобы дошло до самоопределения: только в конце 1981 года главные лидеры тикуна организовали встречу в деревне Кампо-Алегри, где обсудили демаркацию своих земель. В 1982 году FUNAI направил рабочую группу для определения границ земель тикуна в муниципалитетах Фонте Боа, Джапура, Мара, Ютай, Журуа, Санто Антонио-ду-Иса и Сан-Паулу-де-Оливенса.
Резня в Капасете отразила дух времени: демаркация протекало болезненно, с вооруженными столкновениями и многочисленными жертвами. Но XX век закончился для тикуна хорошо: они получили свою землю и отстояли право на свободу.
Культура тикуна всегда была богатой и насыщенной ритуалами, но самым известным стал ритуал «пелазон», или, в португальском варианте, «моса нова» («новая девушка»). Этнограф Юрий Березкин в своей книге «Голос дьявола среди снегов и джунглей» описывает церемонию так:
Когда у девушки наступали первые месячные, для нее внутри малоки (общинного дома) у боковой стены отгораживали каморку, украшенную изображениями солнца, луны и другими рисунками. Снаружи в этом месте к дому пристраивали две стены таким образом, чтобы получился дворик в форме буквы «П». В нем происходили церемонии, связанные с использованием священных музыкальных инструментов, а внутри жилища и вокруг него — обряды с участием ряженых.
Длинные трубы, сделанные из дерева и свернутой спиралью коры, хранили, притопив в реке. Ночью после начала праздника мужчины приносили их во двор и, направив в сторону каморки, где сидела девушка, громко трубили <...> Днем трубы прятали от глаз женщин, и мужчины надевали костюмы и маски. Нарядившись в лесу, они выбегали к малоке и начинали бить по крыше палками. Затем демоны врывались внутрь, но, получив жареное мясо и чичу, исчезали <...>
Завершалась торжественная часть праздника выдиранием волос. Женщины выщипывали их у девушки из головы, пока она не оставалась совершенно лысой. Последнюю прядь, окрашенную в красный цвет, должен был демонстративно вырвать мужчина — дядя по отцу. Когда через несколько месяцев волосы вырастали вновь, «новая дева» становилась полноправной женщиной.
Финальная часть обряда, которая готовила девушку к предстоящей боли в родах, на территории Колумбии сейчас запрещена как негуманная. Но многим поселкам этот запрет и не требовался: они утратили знания о том, как проводить церемонию. После того как в регионе появились сначала добытчики каучука, а после — миссионеры, военные и чиновники, тикуна начали стремительно ассимилироваться. Полноценную культуру сохранили только те немногочисленные общины, которые остались глубоко в сельве, к югу от Путумайо. Из десятка поселков тикуна на колумбийском берегу Амазонки только четыре сохранили родной язык и некоторые ритуалы: Сан-Мартин де Амакаяку, Эль Прогресо, Арара и Назарет.
В апреле 2011 года жители Назарета приняли беспрецедентное решение: они запретили туристам посещать общину. Назарет находится всего в 20 километрах от Летисии, колумбийского форпоста на Амазонке, куда все прилетают из столицы страны Боготы, чтобы увидеть сельву и ее коренных жителей. За 2010 год колумбийскую Амазонию посетили примерно 35 тысяч человек. Назарет — самый большой поселок индейцев тикуна в окрестностях, и к нему ведет автомобильная дорога.
Сейчас эти четыре деревни работают над восстановлением частично утраченной культуры: доучивают родной язык по книгам лингвистов из столичного университета, заново конструируют обряд пелазон, возрождают знания о других ритуалах и традиционной медицине народа тикуна. У них есть единомышленники и в Бразилии, где ситуация с утратой культуры еще тяжелее.
В 1991 году в поселке Бенджамин Констант школьный учитель Константино Рамос Лопес и его соратники открыли музей Магута — это самоназвание индейцев тикуна. Урожденный тикуна, Константино Рамос в детстве получил имя Fupeatucu, «поднятое крыло». Работа над созданием коллекции началась в 1988 году: после резни в Капасете стало очевидно, что тикуна нуждаются в признании.
Ритуальные маски, скульптуры из дерева, ожерелья и корзины, старые фотографии и документы — создатели музея постарались собрать все предметы, так или иначе связанные с племенем тикуна и его историей. Музей получился народным: жители всех деревень, куда долетала новость о выставке, везли экспонаты в город. Рамос лично каталогизировал все 420 объектов, которые поступили в коллекцию.
Мэр города препятствовал открытию музея – и только шум в прессе, который привел к вмешательству военных, позволил тикуна в декабре 1991 года запустить первую выставку. За первые пять лет работы музей посетили шесть тысяч человек, он открыт и сейчас — если верить Tripadvisor, это единственная достопримечательность города Бенджамин Констант.
В самом большом городе Амазонии — Манаусе — достопримечательностей куда больше. Главная — театр «Амазонас», стены которого помнят выступления Энрико Карузо и Анны Павловой, ключевой памятник времен каучукового бума. В июне 2018 года на сцену театра «Амазонас» впервые поднялась 34-летняя певица Джуэна Тикуна, чтобы исполнить на родном языке песню с португальским названием «Saudade da aldea». «Мои песни — о детстве и замечательных моментах. Они о моих людях, но они также и о проблемах, с которыми сталкиваются индейцы, и о нашей борьбе», — объясняет Джуэна.
«Saudade da aldea» — это полная любви тоска по родной общине, настолько далекой, что она кажется утраченной навсегда. Но все же это песня о месте, куда еще можно когда-то вернуться.
Елена Срапян
Вероятно, древние люди жевали листья табака
Исследователи обнаружили, что древние люди, проживавшие на северном побережье современного Чили, употребляли табак как минимум шесть тысяч лет назад. На это указал котинин, представляющий собой метаболит никотина, который сохранился в зубном камне, извлеченном из семи образцов. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science, вполне вероятно, эти древние люди жевали листья табака, так как сопоставимых по возрасту курительных трубок или других приспособлений в этой местности до сих пор не находили.