Как Китай обзавелся собственным авианосным флотом
В конце апреля на верфи в Даляне в провинции Ляонин состоялся спуск на воду авианосца «Шаньдун» проекта Type 001A. Это первый корабль такого класса, спроектированный и построенный в Китае. После достройки и принятия на вооружение он станет вторым авианосцем в составе Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. Еще шесть лет назад у Китая не было ни одного корабля такого класса. Проектирование, постройка и спуск на воду «Шаньдуня» на самом деле является показателем быстрого технического развития восточно-азиатского государства, которое еще совсем недавно не воспринимал иначе, как источник дешевой рабочей силы и контрафактных товаров всех видов и цветов.
Власти Китая заинтересовались возможностью постройки собственного авианосца еще в начале 1990-х годов, однако тогда страна практически не имела ни ресурсов, ни профессиональных кадров для строительства такого корабля. Денег, кстати, тоже не было. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 1990 году военные расходы Китая составили всего 22 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2016 году этот показатель вырос в десять раз — до 225,7 миллиарда долларов. Это второй по величине военный бюджет в мире после США, которые в прошлом году потратили на военные цели 611 миллиардов долларов. Тем не менее, к началу 1990-х годов Китай уже располагал легким флотским авианосцем «Мельбурн», купленным у Австралии в качестве металлолома еще в 1985 году.
«Мельбурн» долгое время простоял в порту Гуанчжоу провинции Гуандун — китайские власти никак не могли решить, что им делать со старым австралийским авианосцем: то ли пустить на металлолом, то ли превратить в торговый центр. В середине 1990-х годов Пекин все же решил, что стране нужны собственные авианосцы. Китайские специалисты приступили к постепенной разборке и тщательному изучению «Мельбурна», построенного в 1945 году и сохранившего паровую катапульту, аэрофинишер и оптические системы контроля посадки самолетов. История бывшего австралийского авианосца завершилась в 2002 году, когда он был полностью разобран.
В 1993 году, несмотря на небольшой военный бюджет, правительство Китая приобрело у России авианосец «Киев» проекта 1143 «Кречет». Это был головной корабль проекта, единственным практически не изменившимся представителем которого сегодня является российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». «Киев», построенный в 1975 году, сняли с вооружения незадолго до продажи Китаю — у страны, два года назад пережившей раскол и смену власти, к тому же находившейся в состоянии глубокого социального и финансово-экономического кризиса, просто не было денег на содержание дорогостоящего корабля. Конструкцию советского авианосца китайские инженеры также изучили весьма тщательно.
В 1994 году из состава российского флота вывели еще один авианесущий крейсер — «Минск», построенный в 1975 году по проекту 1143.2. В 1995 году корабль купила одна из южнокорейских компаний, планировавшая пустить его на металлолом и переплавку. Однако в 1996 году авианосец выкупила китайская компания Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry. Позднее авианесущий крейсер тоже обследовали китайские специалисты. Перед продажей оба бывших советских авианосца прошли подготовку — с них сняли все вооружение и радиоэлектронное оборудование и частично разобрали котлотурбинные силовые установки (корабли к покупателям доставлялись на буксире).
Сегодня и «Киев», и «Минск» в целом сохранили первоначальный внешний вид. «Киев», долгое время использовавшийся в качестве парка развлечений, в 2011 году был переоборудован в отель на 148 номеров разных классов, включая президентский. Корабль является частью тематического парка «Биньхай» в городе центрального подчинения Тяньцзинь. «Минск» китайские предприниматели переделали в тематический развлекательный парк Minsk World Military Park. До начала 2016 года он находился в Шэньчжэне в провинции Гуандун, но затем парк закрыли. Авианосец отбуксировали в Чжоушань в провинции Чжэцзян для ремонта. После этого, как ожидается, «Минск» переведут в новый тематический парк в Наньтуне в Цзянсу.
Но решающую роль в китайской программе разработки и строительства авианосцев сыграл другой бывший советский авианесущий крейсер — «Варяг» проекта 1143.6. Изначально корабль носил имя «Рига» и был переименован только в 1990 году. Его заложили 6 декабря 1985 года, строительством корабля по проекту 1143.6 занимался николаевский Черноморский судостроительный завод на Украине. В 1988 году советский авианесущий крейсер спустили на воду, после чего его достройка продолжилась на плаву. В 1992 году строительство «Варяга» приостановили из-за нехватки денег, а в 1993 году между Россией и Украиной был заключен договор, по которому корабль достался Киеву. На тот момент готовность авианосца составляла, по разным оценкам, от 67 до 76 процентов.
Предполагалось, что при водоизмещении 59,5 тысячи тонн, длине 304,5 метра, ширине 38 метров и осадке 10,5 метра «Варяг» сможет развивать скорость до 29 узлов. Дальность хода корабля должна была составить до восьми тысяч морских миль (14,8 тысячи километров). На крейсер планировалось установить шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630М калибра 30 миллиметров, 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», четыре пусковых установки зенитного ракетного комплекса «Кинжал», восемь зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик» и два комплекса противоторпедной защиты «Удав». В плане вооружения все корабли проекта 1143 были в целом похожи.
В авиагруппу «Варяга» должны были войти до 26 легких палубных истребителей МиГ-29К и тяжелых Су-33, а также вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Какое-то время российские власти говорили о намерении выкупить недостроенный корабль у Украины, достроить его и включить в состав ВМФ. Однако в 1994 году после списания сразу двух авианесущих крейсеров такого типа правительство России отказалось от этих планов. В 1998 году правительство Украины продало недостроенный корабль китайской компании Chong Lot Travel Agency, зарегистрированной в Макао. Сумма сделки составила около 20 миллионов долларов. При покупке «Варяга» китайцы утверждали, что намерены переоборудовать его в плавучее казино.
В 2002 году китайцы отбуксировали «Варяга» на верфь судостроительного предприятия в Даляне в провинции Ляонин. Тогда же появились слухи о том, что вместе с кораблем Китай приобрел у Украины и всю конструкторскую документацию на проект 1143. Стало понятно, что ни в какое плавучее казино авианесущий крейсер переоборудован не будет. С 2008 года китайская пресса стала писать о корабле, называя его «Ши Лан» (в Китае иногда дают «предварительные» имена кораблям, которые впоследствии могут как сохранить, так и поменять на новые). Ши Ланом звали китайского командующего маньчжурским флотом, который родился в 1621 году и прославился завоеванием Королевства Яньпин. Ныне оно зовется Тайвань.
Любопытный штрих в эту историю, к слову, вносит еще вот что: корабль, заложенный на Украине для Военно-морского флота СССР, разместили на судостроительном предприятии в китайском городе Далянь, основанном русскими моряками в 1898 году и изначально называвшемся Дальним. Это как бы дает основания утверждать, что исторически современный китайский авианосный флот, с какой стороны ни посмотри, имеет русские корни.
В 2011 году китайские власти впервые официально подтвердили, что купленный у Украины корабль достраивается в качестве авианосца по проекту Type 001. В том же году корабль спустили на воду и начали его испытания, а годом позже приняли на вооружение. Бывший «Варяг» (он же «Ши Лан») при включении в состав китайского флота получил имя «Ляонин» в честь провинции, в которой был достроен. Водоизмещение «Ляонина» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 метра и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. Корабль вооружен тремя зенитными артустановками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.
Авиагруппа корабля пока полностью не сформирована. В ее состав планируется включить 24 тяжелых палубных истребителя J-15. Эти самолеты китайские специалисты разработали на основе прототипа Су-33 (Т-10К-1), купленного у Украины в 2005 году, и технических наработок, полученных при создании и производстве истребителей J-11. Последние, в свою очередь, являются измененными копиями советских тяжелых истребителей Су-27. И Су-27, и Су-33 относятся к одному семейству, в значительной степени унифицированы, поэтому в создании гибрида J-15 у китайских конструкторов особых сложностей не возникло. На базе J-15 также разработан двухместный палубный истребитель J-16.
В 2013 году в Китае началась разработка авианосца проекта Type 001A, пока известного под именем «Шаньдун». Как и «Ляонин», корабль назван в честь китайской провинции — в Шаньдуне родился китайский мыслитель и основоположник «школы образованных людей» Конфуций. Во многом при проектировании нового корабля китайские конструкторы основывались на документации «Ляонина». Строительство авианосца проекта Type 001A велось с 2015 года, а 26 апреля 2017 года корабль спустили на воду. Достройка авианосца на плаву и его испытания завершатся к 2020 году, после чего корабль включат в состав флота. «Шаньдун», полностью построенный китайскими судостроителями, практически идентичен «Ляонину», кроме «острова» (надстройки на палубе авианосца) — этот элемент на новом корабле удлинен и более высок.
«Ляонин» и «Шаньдун» стали первым этапом масштабной программы Китая по строительству собственных авианосцев. Изначально она предусматривала постройку к 2020 году четырех авианосцев водоизмещением около 55 тысяч тонн, оборудованных обычными котлотурбинными установками (в топках сжигается мазут, который кипятит воду в котлах; пар из котлов подается на турбины, приводящие винты и электрогенераторы). В начале 2010-х годов Пекин скорректировал программу, уменьшив количество обычных авианосцев до двух единиц. Эта корректировка была введена ради постройки атомных авианосцев, первый из которых должен быть закончен в 2021 году и принят на вооружение в 2024-м. Атомные авианосцы являются вторым этапом программы.
К слову, «Шаньдун» заложили в марте 2015 года, а спустили на воду в апреле 2017-го, что является своего рода рекордом. Сегодня обычно между закладкой и спуском на воду авианосца проходят четыре-пять лет. Например, у американских авианосцев типа «Нимиц» между закладкой и спуском на воду проходило в среднем 4,5 года. Бразильский авианосец «Сан-Паулу» (изначально французский «Фош») был заложен в ноябре 1957 года, а спущен на воду в 1960-м. Новый американский авианосец «Джеральд Форд» заложили в ноябре 2009 года и спустили на воду в ноябре 2013-го. С китайскими темпами строительства авианесущие корабли собирали только в 1980-х годах в СССР: у того же «Киева» между закладкой и спуском на воду прошло 2,5 года и чуть больше — у «Минска».
Сейчас в Китае ведется строительство третьего авианосца. Он уже строится по проекту Type 002. Это первый корабль, спроектированный китайскими конструкторами с нуля, и первый авианосец с катапультой в составе китайского флота. Технические подробности про этот корабль практически неизвестны. Официально известно пока только, что изначально авианосец должен был получить две электромагнитные катапульты. Это устройство использует электромагнитную силу для разгона палубных самолетов до скорости взлета (на крейсерах проекта 1143 самолеты взлетают с помощью трамплина). К передней стойке шасси летательного аппарата крепится небольшая тележка, соединенная с линейным электродвигателем, — при подаче питания двигатель разгоняет тележку, а та тянет за собой самолет.
Китай уже располагает двумя прототипами электромагнитной катапульты. Первый был построен в 2008 году, а второй — в 2014-м. Длина китайских катапульт составляет около 120 метров при длине электромагнитных направляющих около ста метров. Пока известно только, что оба прототипа проходят испытания так называемым «мертвым грузом» — колесной тележкой, на которой закрепляется многотонный груз. Эта тележка имитирует палубный самолет. Прототип, построенный вторым, участвует также и в сравнительных испытаниях — рядом с ним построена паровая катапульта. Таким образом, китайские разработчики сравнивают эффективность устройств.
Использование электромагнитной катапульты позволяет экономить внутреннее пространство корабля, которое на современных авианосцах занято паровым оборудованием. При этом для обеспечения работы пускового устройства необходимо на четверть меньше персонала. Считается, что использование электромагнитной катапульты на авианосце позволит увеличить суточное число боевых вылетов палубной авиации на 25 процентов по сравнению с аналогичным показателем корабля с паровыми катапультами. Кроме того, считается, что электромагнитные катапульты требуют меньше финансирования, поскольку имеют больший, чем у паровых катапульт, срок службы и меньшие сроки капитального ремонта.
В конце 2016 года стало известно, что авианосец проекта Type 002 получит вместо двух электромагнитных катапульт три паровые. По неподтвержденным данным, китайские инженеры не смогли пока создать надежную систему хранения энергии. Такая система должна запасать достаточное количество энергии для нескольких последовательных срабатываний катапульты, причем в момент работы устройства обеспечивать его большими токами. За обеспечение энергией самого авианосца, предположительно, будет отвечать атомный реактор — благодаря ему корабль проекта Type 002 получит практически неограниченный запас хода и автономность (способность долгое время находиться в море), ограниченную только провизией и психологическими возможностями экипажа.
В конце февраля 2013 года правительство Китая официально утвердило программу создания надводных кораблей с атомной энергетической установкой, в первую очередь авианосца. В случае использования атомной энергетической установки тепло от работы реактора используется для нагрева воды во вторичном контуре. Последняя, испаряясь, образует пар, который подается на турбины, приводящие гребные винты и электрогенераторы. Если корабль оборудован паровой катапультой, то этот же пар используется для ее работы. Разработка китайского корабельного реактора ведется в рамках проекта 863. Технические подробности о нем не раскрываются.
Впервые о проекте 863 стало известно благодаря статистической сводке, обнародованной в феврале 2013 года Национальным бюро статистики Китая. В сводке содержатся данные об экономическом и социальном развитии страны в 2012 году. Согласно этому документу (Глава IX «Образование, наука и технологии и культура»), в рамках проекта 863 в 2012 году было проведено 1165 различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области высоких технологий. Другие подробности проекта 863 в отчете бюро не приводились, и позднее этот проект в статистических сводках не упоминался. Не исключено, что корабельный атомный реактор к моменту спуска авианосца проекта Type 002 на воду готов не будет и корабль получит котлотурбинную установку.
Позднее, при желании, котлотурбинную установку можно будет заменить атомной. Это будет относительно недорогая операция, требующая минимальной переделки конструкции корабля. В частности, по такому пути могут пойти российские авианосцы, разрабатываемые Крыловским государственным научным центром в рамках проекта «Шторм». По этому проекту можно построить как корабль с газотурбинной установкой (на борту установят реактивные двигатели, вращающие турбины), так и с атомной. Это сделали специально по нескольким причинам, в том числе и ради удешевления строительства первых авианосцев. По предварительным планам, строительство нового российского авианосца начнется после 2020 года.
В целом, власти Китая намерены к 2025 году иметь на вооружении по меньшей мере пять авианосных группировок. Так называют формирования кораблей, «сердцем» которых являются авианосцы. Китай активно наращивает количество авианосцев в противовес Индии, с которой ведет территориальные споры. Стороны оспаривают принадлежность горного участка на севере Кашмира и территорию площадью около 60 тысяч квадратных километров на северо-востоке штата Аруначал-Прадеш. Военно-морские силы Индии сегодня располагают одним авианосцем — «Викрамадитья». Это купленный у России и перестроенный авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4. Кроме того, Индия достраивает собственный авианосец «Викрант», а всего планирует иметь на вооружении три авианосца.
Кроме того, активным созданием и наращиванием авианосного флота Китай занимается и в противовес США, полагая необходимым противопоставление собственной военной мощи американским кораблям в западной части Тихого океана. В Тихом океане Китай ведет территориальный споры с Японией (Сенкаку и Окинава) и Филиппинами (часть островов Спратли). Кроме того, Китай считает собственной территорией Тайвань. США, хотя открыто в поддержку противников Китая по территориальным спорам не выступают, тем не менее отчасти их поддерживают. Вашингтон сегодня располагает десятью авианосцами типа «Нимиц». До конца 2017 года в состав американского флота войдет авианосец «Джеральд Форд».
В составе флота авианосцы необходимы для уничтожения соединений надводных кораблей противника, для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий, блокады отдельных морских районов и проливных зон. Выступая фактически в роли плавучих аэродромов, авианесущие корабли позволяют упростить контроль морских границ — пара кораблей такого класса с полноценными авиагруппами способны эффективно прикрывать морскую границу протяженностью несколько тысяч километров. Где именно в 2025 году будут находиться китайские авианосцы, власти Китая не раскрывают. Они утверждают только, что корабли нужны для поддержания военного баланса в мире и обеспечения национальной безопасности.
Василий Сычёв
Компания «Андроидная техника» окончательно защитила проект универсальной платформы боевых роботов «Маркер». Как сообщает «РИА Новости», в его рамках компания отработала целый ряд технологий, в том числе автономное групповое взаимодействие.