На МАКС впервые показали советский истребитель пятого поколения
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» впервые показала на авиасалоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском летный прототип советского истребителя пятого поколения МиГ 1.44. Любопытно, что его первая публичная демонстрация должна была состояться еще в 1995 году, а потом в 1997-м, но этого так и не произошло. Теперь же наработки по проекту «МиГ» использует при проектировании нового легкого истребителя пятого поколения.
Проект МиГ 1.44 стартовал в 1979 году в рамках программы «Истребитель 1990-х годов» — И-90. Он должен был стать советским противовесом американскому перспективному боевому самолету F-22 Raptor. Программу разработки нового истребителя утвердили в 1983 году, в 1987-м ОКБ имени Микояна защитило аванпроект, а в 1991-м — эскизный проект. Тогда перспективный боевой самолет «МиГа» получил индекс МФИ (Многофункциональный Фронтовой Истребитель).
Продувкой модели самолета в аэродинамической трубе занимался Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. МФИ предполагалось построить по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением и большим количеством отклоняемых плоскостей крыла. Кроме того, само крыло истребителя планировалось сделать адаптивным. Адаптивное крыло благодаря гибкой обшивке и развитой механизации может плавно менять свою кривизну, подстраиваясь под разные режимы полета. Такой подход позволяет значительно улучшить скоростные и маневренные характеристики боевых летательных аппаратов.
Самолет также должен был получить новые турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф. За счет отклоняемых в разных плоскостях сопел такие двигатели позволили бы значительно повысить маневренность перспективного МФИ по сравнению с существовавшими в то время боевыми самолетами. В целом такие технические решения позволили бы сделать новый истребитель сверхманевренным.
Сверхманевренность была одним из основных требований, предъявлявшихся советскими военными к перспективным истребителям пятого поколения. Речь идет о способности летательного аппарата сохранять управляемость и устойчивость на больших углах атаки с высокими перегрузками. Понятие сверхманевренности включает в себя и возможность самолета быстро изменять свое положение по отношению к направлению полета для наведения оружия на цель, расположенную вне вектора траектории.
МФИ должен был также выполнять крейсерские полеты на сверхзвуковой скорости без применения форсажа. Боевые самолеты того времени могли кратковременно преодолевать скорость звука, но для этого им требовалось задействовать форсаж, снижавший ресурс двигателя и приводивший к значительному увеличению расхода топлива. МФИ также должен был быть менее заметным для радаров и инфракрасных станций. Наконец, специально для перспективного истребителя разрабатывалось и новое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое смогло бы взять на себя часть задач, решаемых летчиком в бою.
В целом, на базе МФИ ОКБ имени Микояна планировало создать целое семейство боевых самолетов, включая самолет-разведчик, истребитель-перехватчик и палубный истребитель. В феврале 2000 года первый самолет, созданный по программе МФИ, — МиГ 1.42 — совершил первый успешный полет и приступил к испытаниям. Параллельно «МиГ» занимался сборкой усовершенствованного прототипа МФИ, который получил обозначение МиГ 1.44. Его строительство завершилось в 1999 году. Этот самолет должен был пойти в серийное производства и поступить в ВВС России.
В МФИ были реализованы несколько технологий малозаметности. В частности, планер имел специальное радиопоглощающее покрытие, позволявшие уменьшить расстояние, на котором радиолокационные станции могли бы уверенно обнаружить самолет. Кроме того, некоторые детали фюзеляжа и крыла были выполнены по схеме кривых поверхностей. Это техническое решение позволяет поверхностям самолета отражать сигналы радаров в стороны, а не обратно. Все вместе такие технологии позволили снизить эффективную площадь рассеяния МФИ.
Для снижения инфракрасной заметности самолета сбоку горячие сопла его двигателей прикрывались нижними килями хвостового оперения. Эти же кили позволяли стабилизировать самолет во время маневрирования на больших скоростях полета. В целом длина МиГ 1.44, подготовленного к серийному производству, составляла 17,3 метра, размах крыла — 11,9 метра, а высота — 4,7 метра. Самолет был оборудован двумя двигателями АЛ-41Ф с максимальной тягой на форсаже 177 килоньютонов каждый. Для сравнения, двигатели АЛ-31Ф более тяжелых истребителей Су-27 в режиме форсажа развивали тягу в 123 килоньютона.
Максимальная взлетная масса МиГ 1.44 составляла 23,5 тонны. Предполагалось, что самолет сможет развивать скорость до 2,4 тысячи километров в час и кратковременно — до 3,1 тысячи километров в час. Самолет смог бы выполнять полеты на расстояние до четырех тысяч километров на высоте до 20 тысяч метров. МиГ 1.44 был вооружен авиационной пушкой ГШ-30-1 калибра 30 миллиметров и имел 12 внутренних и восемь внешних точек подвески для ракет и бомб общей массой до 12 тонн.
В 2002 году правительство России отказалось от проекта МФИ, предположительно, посчитав проект слишком дорогостоящим. Одновременно был закрыт и проект «Сухого» С-37 «Беркут», в рамках которого создавался тяжелый истребитель пятого поколения. Российские власти, закрыв оба проекта, приняли постановление о разработке Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
Предположительно, часть технологий МФИ в начале 2000-х годов были проданы Китаю. Последний использовал их при разработке собственного истребителя пятого поколения J-20. 21 августа 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил, что корпорация занимается разработкой нового легкого истребителя пятого поколения. Проект представят военным в ближайшие несколько месяцев. В нем используются наработки программы МФИ и перспективного истребителя МиГ-35.
Василий Сычёв
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона пришел к выводу, что легкие внедорожники американской армии ISV неэффективны в бою и миссиях по сотрудничеству в области безопасности и сдерживанию против практически равных угроз. Как сообщает Breaking Defense, они тормозят стрельбу солдат по противнику.