Летел и таял

Галерея метеоров накануне главного летнего звездопада

По прогнозам Международной Метеорной Организации, пик активности Персеид в этом году ожидается в ночь с 12 на 13 августа. Из года в год этот метеорный поток остается одним из самых популярных астрономических событий лета. Отличный повод вспомнить, какие потоки метеоров можно наблюдать в течение года, чем обусловлена строгая периодичность появления звездопадов и как наблюдения за метеорами помогают в изучении астероидов и комет.

Персеиды, Геминиды и другие яркие сезонные метеорные потоки появляются в строго определенное время года и обусловлены вторжением в атмосферу Земли роя метеорных тел, или метеороидов, оставленных пролетавшими вокруг Солнца кометами.

По мере приближения к Солнцу из разогретого ядра кометы в результате газовых взрывов выбрасываются твердые частицы небольших размеров. Они формируют метеорные облака и продолжают двигаться по орбите кометы. Когда Земля пересекает орбиту метеорного потока, часть метеорных тел врезается в атмосферу и сгорает на высоте 110–80 километров, вспышки и следы сгоревших метеороидов называют метеорами.

Названия метеорных потоков происходят от созвездий, в которых располагаются их радианты: достроенные в обратном направлении пути метеоров соответствующего потока вследствие перспективы пересекаются в небольшой области неба, центр которой и есть радиант.

Метеорный поток Персеид — наследство короткопериодической кометы Свифта-Таттла, которая совершает полный оборот вокруг Солнца примерно за 130 лет. Радиант потока находится в созвездии Персея. Персеиды лидируют по числу наблюдаемых метеоров и болидов среди десятков других метеорных потоков.

В расписании метеорных потоков на 2015 год Международной Метеорной Организации указываются три возможных временных промежутка максимальной активности Персеид: 12 августа с 22:30, 13 августа, с 4:30 до 17:00, 13 августа с 9:30 до 12:30 (по московскому времени). Зенитное часовое число — максимум метеоров, увиденных невооруженным глазом за один час при идеальных условиях наблюдения — по прогнозам примерно составит 100 метеоров в час.

По интенсивности потока в одном ряду с Персеидами находятся Квадрантиды и Геминиды. Квадрантиды активны в начале января, радиант лежит в созвездии Волопаса, пик потока короткий, приходится на третье января. Геминиды достигают максимума в середине декабря, 13–14 числа, радиант потока находится в созвездии Близнецов. Зенитное часовое число этих зимних потоков составляет около 120 метеоров в час.
Менее известные метеорные потоки — Лириды, Ариетиды, Ориониды и Урсиды — на максимуме активности могут оставить в небе от 10 до 50 вспышек.

Научное значение наблюдений за метеорами сформулировал В.В.Федынский в своей книге «Метеоры».

«Изучение метеоритов, выпадающих на Землю, и метеоров, летящих в атмосфере, имеет большое значение для современной науки. От крупных метеоритных глыб до мельчайших метеорных пылинок изменяются размеры частиц, образующих большое облако метеорного вещества вокруг Солнца. Изучение структуры и истории развития этого облака проливает свет на прошлое и будущее Солнечной системы, помогает понять историю происхождения и развития планет, в том числе и Земли, на которой мы живём.»

Астрономы-любители со всего мира составляют и отправляют отчеты своих наблюдений в Международную Метеорную Организацию для дальнейшего анализа. Форма отчета визуального наблюдения, а также инструкция по ее заполнению, доступны на сайте организации. Также можно использовать подробное пошаговое описание заполнения анкеты, опубликованное в 2012 году астрономом-любителем Константином Морозовым.

Умение отличать основные радианты, определять звездную величину, точная фиксация пути метеора и время его наблюдения — эти пункты возглавляют перечень основных показателей, которые необходимо зафиксировать в отчете. Сегодня ночью самое время попробовать свои силы в качестве ответственного астронома.

Аня Савченко